Доля сорванных торгов в России начала серьезно расти с 2017 года. К 2023 году их стало на 14,2 процента больше, и сейчас они составляют около 60 процентов. Это следует из исследования Счетной палаты, которое обсудили на заседании Комитета Госдумы по экономической политике 24 января.
Часто на тендер подают только одну заявку и затем из-за сорванной процедуры контракт заключают с единственным поставщиком. Ведомство констатировало, что это происходит из-за недостаточной конкуренции на рынке, хотя по факту нарушений Закона № 44-ФЗ о госзакупках нет. В Госдуме полагают, что ограничение конкуренции связано с санкциями и необходимостью поддерживать национальных производителей. Какие торги признают несостоявшимися и к чему может привести их рост, разбиралась «Парламентская газета».
Один или никто
За последние семь лет — с 2017 по 2023 год — в России доля закупок, признанных несостоявшимися, выросла на 14,2 процента по количеству и на 17,7 процента по объему. Эту информацию представила Счетная палата в своем исследовании причин, по которым тендеры срывались, — отчет о проведенном анализе размещен на сайте ведомства.
По действующим нормам, закупка признается несостоявшейся, если не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками, когда, например:
- не подано ни одной заявки,
- все заявки отклонены комиссией,
- подана только одна заявка,
- Только один участник допущен к процедурам.
По итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.
В 2023 году в России признали несостоявшимися около 60 процентов закупок от общего стоимостного объема опубликованных извещений, привела данные Счетная палата в своих материалах.
«Если смотреть структуру по несостоявшимся закупкам, то видно, что больше 80 процентов случаев связано с тем, что приходит один потенциальный поставщик, то есть отсутствует конкуренция», — сказал директор департамента аудита в сфере закупок и энергетического комплекса СП Андрей Ткаченко.
Конкуренции больше в таких направлениях госзакупок как продовольствие, образование, проектирование и сертификация, уборка и охрана — там доля несостоявшихся торгов не выше 40 процентов. А больше всего сорванных тендеров в сфере сделок с недвижимостью.
На срыв закупок, полагают в Счетной палате, влияет их централизация, укрупнение лотов, некорректное определение начальной (максимальной) цены контракта и его технического задания. «Так, например, в результате централизации закупок лекарственных препаратов, которые осуществляет Минздрав, видно, что начиная с 2019 года уровень несостоявшихся закупок поднялся с 26 процентов до 78 процентов», — привел данные Ткаченко.
Чтобы увеличить конкуренцию в госзакупках, нужна стандартизация — то есть система унифицированных, типизированных требований и нормативов, направленных на достижение упорядоченности закупочных процедур, пришли к выводу в ведомстве.
Меньше льгот, больше конкуренции
На рост доли несостоявшихся закупок влияет общее состояние конкуренции в экономике, считает замминистра финансов Алексей Лавров: «Низкий уровень конкуренции сегодня в очень многих товарных группах, в строительстве, в лекарствах… Работать надо над увеличением доступа новых компаний к рынку закупок».
Но этому мешает то, что в госзакупках предлагаются слишком крупные лоты, считает зампредседателя Счетной палаты Галина Изотова.
«Есть проблема. Зачем лоты растить? У нас ведь они все выше и выше. Коллеги, обратите внимание, какие крупные лоты на препараты предлагает Минздрав. Мы уже который год говорим — товарищи, разделите лоты, дайте возможность среднему бизнесу заключать контракты поменьше, чтобы они выходили на рынок и предлагали по своим небольшим лотам делать поставки, развивали производство и чтобы это были долгосрочные контракты», — призвала Изотова.
Это в целом связано с экономической политикой по защите конкуренции, развитием нашего малого и среднего бизнеса, уверена зампред Счетной палаты.
Но стоит учитывать и влияние санкций на ситуацию с конкуренцией, полагает глава Комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин. В рамках антисанкционных мер было принято много решений по поводу единственного поставщика, поддержки национальных производителей, напомнил он. «Если раньше национальный производитель конкурировал, допустим, с китайским, итальянским… Теперь же мы сами эту конкуренцию ограничили, переключив поток государственных денег исключительно на отечественных производителей либо тех, кто находится в ЕАЭС», — отметил парламентарий. И сейчас важно понять, когда мы начнем отказываться от неких дополнительных ограничений, которые вводили ранее, добавил политик. «Может быть потом, когда наши производители наберут обороты, производство разовьется, эти меры не потребуются», — отметил он. И каждый раз закон о госзакупках, по его словам, меняют под те реалии, которые существуют. Но важно, что нарушений Закона № 44-ФЗ на фоне большого количества несостоявшихся закупок нет, обратил внимание Топилин: «Все это процедурно выписано в законодательстве, и заказчики действуют по закону, то есть механизм работает»
Читать первоисточник: Парламентская газета (27.01.2025)