• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 29 мая 2025
    Практика применения обновленных дополнительных требований к участникам закупок на оказание услуг общественного питания и поставку продуктов

    С 3 октября 2024 г. дополнительные требования к участникам закупок продуктов питания и услуг по организации общественного питания (поз. 33 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571; далее — ПП РФ № 2571) были существенно расширены. Помимо традиционного требования о наличии опыта исполнения контракта или договора на оказание услуг общественного питания или поставку продуктов питания, стоимость исполненных обязательств по которому составляет не менее 20 % НМЦК, с указанной даты к участникам закупок также предъявляются требования:

    1. об отсутствии у участника закупки, являющегося физическим лицом, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки, являющегося юридическим лицом, судимости за преступления, предусмотренные ст. 236 УК РФ[5] (соответствие данному требованию подтверждается справкой; далее — справка об отсутствии судимости);
    2. о непривлечении участника закупки, являющегося физическим лицом, либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки, являющегося юридическим лицом, к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3, 6.5–6.7, 14.43, 14.44–14.46.2 КоАП РФ (соответствие данному требованию подтверждается декларацией; далее — декларация о непривлечении к административной ответственности).
    3. об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки, в т. ч. о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ.

    Если в извещении о проведении конкурентной процедуры установлено требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки и о лицах, указанных в подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, оператор электронной площадки возвратит участнику его заявку при наличии в РНП информации:

    • о самом участнике закупки;
    • членах его коллегиального исполнительного органа;
    • лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

    Вместе с тем необходимо помнить, что оператор электронной площадки не проводит аналогичную проверку (а значит, и не возвращает заявку в случае положительного результата) в отношении остальных лиц, перечисленных в подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ:

    • управляющего или управляющей организации (при наличии);
    • участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем 25 % акций (долей, паев) корпоративного юридического лица;
    • учредителей унитарного юридического лица.

    Устанавливать отсутствие сведений о таких лицах в РНП — прерогатива комиссии заказчика по осуществлению закупок.

    Технически в требовании об отсутствии в РНП для участников контрактной системы нет ничего нового. За исключением разве того факта, что в рассматриваемом случае установление такого требования стало обязанностью, а не правом заказчика (в общем случае в ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ речь идет именно о праве заказчика установить данное требование).

    Таким образом, принципиальным новшеством является только требование о представлении справки об отсутствии судимости и декларации о непривлечении к административной ответственности.

    За полгода, минувшие с момента вступления в силу обновленных дополнительных требований к участникам закупок, появилась первая правоприменительная практика, анализ которой может представлять интерес как для заказчиков, так и для участников закупок. Обзору такой правоприменительной практики и посвящается предлагаемая статья.

    В общем случае отсутствие справки и декларации влечет отклонение заявки, т. к. участник не подтвердил свое соответствие дополнительным требованиям

    Как это часто бывает после вступления в силу изменений в нормативные правовые акты, многие участники контрактной системы узнают о таких изменениях опытным путем.

    Пример

    Подавая заявку на участие в электронном аукционе на поставку маринованных овощей, ИП Курочка С. С. не представил справку об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные ст. 236 УК РФ. Антимонопольный орган признал правомерным отклонение заявки предпринимателя на основании п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ (т. е. в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ)

    ..................