• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Навигатор по Закону №44-ФЗ
  • Поставщикам
  • Цены
  • О нас
  • 01 декабря 2025
    Читайте в декабрьском выпуске журнала ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
    1. Подписание дополнительного соглашения о поставке товара «с улучшенными характеристиками» может обернуться для заказчика судебными спорами, предписаниями со стороны контрольных органов и обвинениями в неэффективном расходовании бюджетных средств. В статье «О поставке товара с улучшенными характеристиками со ссылкой на ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ» Григорий Александров и Олег Гурин рассказывают:

    • почему не является «улучшением» простая замена одного товара другим (например, замена кефира простоквашей);

    • какие характеристики априори невозможно улучшить (например, соответствие образцу или ГОСТу);

    • почему согласование замены товара «в рабочем порядке» не отменяет необходимости заключения дополнительного соглашения к контракту;

    • какой противостоять поставщикам, навязывающим под видом «улучшенных» товары, которые дешевле изначальных;

    • в каких случаях отказ заказчика от «улучшенного» товара может иметь признаки злоупотребления правом.

    1. С 19 июня 2025 г. при в случае отсутствия в РРПП товаров, указанных в поз. 1–433 приложения № 2 к ПП РФ № 1875, с необходимыми заказчику характеристиками данный факт подлежит декларированию в извещении о закупке. Эта, на первый взгляд, несложная процедура таит в себе множество подводных камней и уже стала источником многочисленных нарушений и жалоб. Из статьи Олега Гурина «Заказчик декларирует отсутствие закупаемого товара в реестре российской промышленной продукции: что может пойти не так?» вы узнаете:

    • какие формальные ошибки при подготовке декларации и направлении уведомления в Минпромторг России допускают чаще всего;

    • что произойдет, если выяснится фактическая недостоверность декларации (когда в ней говорится об отсутствии в РРПП необходимых товаров, а на самом деле они там есть);

    • как доказать, что имеющиеся в РРПП товары не обладают необходимыми характеристиками;

    • можно ли закупать одним лотом товары, которые включены в РРПП, и заведомо иностранные товары (просто продекларировав отсутствие последних в РРПП).

    1. Подготовка описания объекта закупки — это постоянное балансирование между потребностями заказчика и риском признания техзадания «заточенным» под товар конкретного производителя. Соответственно, профессионализм специалиста по закупкам во многом определяется его способностью отстоять интересы заказчика в УФАС и суде. В статье «Некоторые правовые позиции судов по вопросам подготовки описания объекта закупки» Гасан Хидиров и Олег Гурин на примерах из практики 2025 г. показывают:

    • как аргументировать потребность в товаре конкретного производителя, не нарушая положений ст. 33 Закона № 44-ФЗ?

    • какие доказать необходимость закупки оригинальных расходных материалов к печатающей технике, которая уже не находится на гарантии?

    • какой товар считать «российским» при формировании описания объекта, если устанавливается запрет?

    1. Обнаружив в заявке подложные документы, многие заказчики ограничиваются простым отклонением такой заявки. Но для системной борьбы с мошенниками существует гораздо более действенный метод: инициировать уголовное преследование. В статье «Обзор практики привлечения к уголовной ответственности за предоставление заведомо подложных документов в корпоративных закупках» Дмитрий Исютин-Федотков разбирает различные кейсы из практики 2025 г., когда участники закупок, проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, получали реальные сроки и штрафы. Из материала вы узнаете:

    • как доказать, что представленные документы являются подложными;

    • куда направлять материалы для возбуждения уголовного дела;

    • как избежать обвинений в неосмотрительности при проверке представленных участниками документов;

    • какие аргументы используют правоохранительные органы при возбуждении дел по ч. 5 ст. 327 УК РФ.

    1. Многие представляют закрытые закупки как что-то сверхсекретное, непременно связанное с гостайной. На деле это давно не так: закрытая закупка — это обычная конкурентная процедура, которая проходит по правилам, очень похожим на привычные конкурсы и аукционы, но только в защищенном информационном контуре. В статье «Закрытые закупки для государственных и муниципальных нужд» Дмитрий Казанцев объясняет:

    • в чем заключается ключевое отличие закрытых закупок от открытых конкурентных процедур;

    • кто и в каких случаях обязан (либо вправе) проводить закрытые закупки;

    • как выглядит процесс закрытой закупки изнутри — от рассылки приглашений до заключения контракта в закрытом контуре ЕИС;

    • каковы реальные барьеры для входа в «закрытый контур» и что нужно для участия в таких процедурах;

    • на каких электронных площадках проводятся закрытые закупки и в чем их особенности.

    Специалисты по закупкам ежедневно сталкиваются с ситуациями, по которым даже среди контролирующих органов нет единого мнения. В рубрике «Ответы на вопросы» Елена Чернюк формулирует рекомендации, которые помогут вам принять взвешенные решения и избежать конфликтов с контролерами