Довольно часто при подготовке закупки оказывается так, что обоснованная заказчиком начальная (максимальная) цена контракта превышает выделенные заказчику лимиты бюджетных обязательств. Как известно, Минэкономразвития России считает допустимым в таком случае устанавливать начальную (максимальную) цену контракта в размере лимитов бюджетных обязательств (письмо от 19.10.2015 № Д28и-3133). Однако в недавнем постановлении Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2016 по делу № А40-106887/2015 был поднят вопрос о разумных пределах подобного «занижения» начальной (максимальной) цены контракта в сравнении с обоснованной стоимостью приобретаемых товаров (работ, услуг). В данном случае заказчик обосновал начальную (максимальную) цену двух закупок на выполнение работ (оказание услуг) по охране, защите, воспроизводству лесов в размере 1 089 467 681,28 руб. и 1 674 541 629,68 руб. соответственно, однако затем применил к полученным величинам понижающий коэффициент 0,0001. В результате начальная (максимальная) цена каждого контракта была снижена в 10 000 раз, что дало заказчику возможность провести запросы котировок и заключить государственные контракты на сумму 108 946,77 руб. и 162 000,00 руб. соответственно. Изучив материалы данных закупок, суды отвергли доводы заказчика, который указывал на возможность произвольно устанавливать понижающие коэффициенты в связи с наличием либо отсутствие лимитов бюджетных обязательств. По мнению судов, в рассматриваемом случае применение понижающих коэффициентов противоречит положениям ст. 22 Закона № 44-ФЗ, поскольку процедура формирования цены контракта не прозрачна и не позволяет контролирующим органам сравнивать ее с фактически понесенными затратами в рамках исполнения государственного контракта.
Более подробно о проблемах снижения обоснованной начальной (максимальной) цены контракта до размеров выделенных лимитов бюджетных обязательств можно будет прочесть в майском выпуске журнала «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ».