С нового года будет запущено в пилотном режиме расширенное сопровождение госконтрактов. Теперь ревизоры придут со стороны Федерального казначейства РФ. У экспертов остается много вопросов, что, кто и как собирается проверять. Ясно одно: поставщикам снова придется несладко.
Расширенное казначейское сопровождение – это более тщательная проверка госконтрактов. Контролеры даже будут выезжать на места, чтобы оценивать поставщиков на качество исполнения своих обязательств по договору. Предполагается устраивать проверки выборочно – только для тех контрактов, которые установит правительство.
Для оценки качества работ, на базе Центров по обеспечению деятельности Казначейства России, планируется открыть специальные лаборатории.
“Начинать казначейское сопровождение следует с крупных федеральных контрактов, например, со строек. Но кто их будет проверять, пока не ясно. До сих пор казначейство занималось денежными вопросами и бумажным делопроизводством. Пока складывается впечатление, что эксперт, который выделял деньги на проект из казначейства, должен приехать на стройку. И хорошо если она расположена в Москве или области. А если проверка потребуется в Сибири, Бурятии или Тыве? Там объекты могут располагаться за сотни километров от районного центра. Как будет реализован контроль такого плана, непонятно. Поэтому казначейское сопровождение следует начать с единичных, масштабных и значимых проектов. Что же касается региональных госконтрактов, то подобная проверка может привести к развитию коррупции”, – подчеркнула руководитель проекта Общероссийского народного фронта “За честные закупки” Анастасия Муталенко.
По словам Ярослава Вахитова, руководителя проекта МЭЛТОР (Мастер электронных торгов), зачастую в актах о выполненных работах, которые по госконтрактам проходят через казначейство, поставщики допускают множество ошибок. Чаще всего они связаны с заполнением документации, казначейство могло бы осуществить свой контроль именно в этой области, а не отправляться на объекты.
У опрошенных Т94 экспертов пока к проекту много вопросов. Самый первый: кто будет осуществлять контроль? Само казначейство едва ли справится с этой миссией, учтивая, что оно занимается контролем и надзором исключительно в финансово-бюджетной сфере. Нужно будет создать отдельный пул специалистов, которые бы могли проводить экспертизу госконтрактов по строительству, по поставке фармацевтической продукции или любой другой. При этом оплата труда такого штата по всей стране не должна стать дополнительным обременением бюджета.
Контролеры должны быть из профильных структур, говорят эксперты. Если тщательная проверка предполагает выезд ревизора на место, он должен быть в состоянии оценить, что поставлено или построено, сделать контрольные замеры, провести инвентаризацию. Он не должен быть предоставлен со стороны заказчиков, во избежание развития мошеннических и коррупционных схем. Скорее всего, ревизорами станут представители профильных общественных организаций, которые есть практически в каждом регионе. Инициативу уже готов поддержать и поделиться специалистами из разных отраслей в каждом регионе Общероссийский народный фронт.
“Любые действия и меры, направленные на эффективное расходование денежных средств и совершенствование механизмов противодействия коррупции в госзаказе, в ОНФ только приветствуются. Мы готовы поделиться нашими активистами. Сейчас ОНФ продуктивно работает с Федеральной антимонопольной службой РФ, Счетной палатой РФ и Прокуратурой РФ, а если функциями контролера госконтрактов будет наделено еще и казначейство, то мы и им готовы отправлять сигналы для проверки”, – заверила Анастасия Муталенко.
Пока также не ясно, будут ревизоры работать на общественных началах или за проверки им будут платить. По словам Анастасии Муталенко, начинать следует с общественной инициативы, чтобы не провоцировать развитие коррупции. Важно, чтобы казначеи не дублировали функции контролирующих органов, которые сейчас работают. “Сегодня приходят жалобы от предпринимателей, которых на местах уже “задушили” проверками. Так, чтобы построить детский сад, проверять полрядчика приходят: пожарники, санэпидемстанция и его контролирующий орган, местный строительный департамент, экологи, и на этом список не заканчивается. Кроме этого, уже до верхушки дошел вопрос о том, что заказчик вовремя не оплачивает контракт”, – отмечает Анастасия Муталенко. Она напомнила, что с 1 января будет действовать норма, согласно которой заказчик обязан оплатить работы поставщика в течение 30 дней. Для подрядчика эта будет еще одна дополнительная нагрузка, связанная с проверкой казначейства.
Чтобы избежать трудностей с новым контролером, нужно изначально продуманно и грамотно прописать сроки и регламенты проверок. По примеру графика налоговой инспекции – они не должны быть внезапными и представлять собой инструмент давления на подрядчика. “Если прописать все условия, то можно будет говорить о расширенном казначейском сопровождении как о еще одной возможности эффективного контроля расходования бюджетных средств”, – отметила Анастасия Муталенко.
Также у исполнителя госзаказа должна быть обратная связь – структура или организация, куда он мог бы пожаловаться в случае несогласия с решением казначейской проверки. Тогда это не будет односторонним давлением на исполнителя.
Ярослав Вахитов согласился, но от себя добавил, что не надо забывать и о недобросовестных подрядчиках. Он напомнил о “распиле” бюджетных средств по приоритетному госконтракту строительства космодрома “Восточный”. “Расширенное казначейское сопровождение должно касаться крупных проектов. Добросовестным поставщикам в любом случае бояться нечего”, – заключил эксперт.
В теории, казначейский контроль направлен на повышение качества и эффективности расходования бюджетных средств. Но как будут проходить проверки на практике, пока непонятно. С января 2017 г. новая система точно не заработает, утверждают эксперты. Если первые шаги окажутся успешными, то расширенное сопровождение будет распространено на весь федеральный госзаказ с 2018 г.
Читать первоисточник: Торг 94 (29.12.2016)