• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 10 апреля 2017
    Концессии и государственные закупки: как разделять?

    ФАС предлагает внести изменения в законодательство.

    Федеральная антимонопольная служба РФ выступает с инициативой по внесению изменений в 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Поводом послужили дорогостоящие проекты, реализуемые по модели государственно-частного партнерства. 

    Претензии ФАС вызвали два крупных строительных проекта. 

    Условия концессии в обоих случаях таковы, что фактически все расходы по реализации проектов несет государство, а цена вопроса исчисляется десятками миллиардов рублей. Руководитель ФАС Игорь Артемьев в своем выступлении на заседании коллегии Министерства экономического развития России заявил о необходимости провести очень ясную и четкую черту между государственными закупками и концессиями. ФАС считает недопустимыми сделки, содержащие признаки нарушения конкуренции, а в некоторых случаях концессии фактически маскируют закупку у единственного поставщика. Кроме того, предлагается назначить минимальный порог участия в концессии для предпринимателей.

    Проблема стоит довольно остро: на основе концессионных соглашений сейчас создается множество социальных и дорожных объектов с длительным сроком окупаемости. Это удобная форма государственно-частного партнерства, которое необходимо развивать в России.

    "В случае госзакупки платит государство из бюджетных средств. В рамках концессионного соглашения инвестором должен быть концессионер, т.е. частная компания, – уточняет Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center. – Свои расходы концессионер возмещает не из госбюджета, а используя в течение ограниченного времени на рыночных условиях тот объект, который он сам построил". При этом по общему правилу сам объект, как и в случае с госзаказом, с момента создания является собственностью государства, которое в рамках концессионного соглашения на строго определенный срок передает концессионеру право пользования. "Если концессионер конкурентоспособен, то за этот срок он должен "отбить" свои инвестиции, после чего объект переходит в пользование государства, и доходы от него получает госбюджет", – говорит эксперт.

    Особую озабоченность позицией ФАС выражал Центр развития государственно-частного партнерства (Центр ГЧП), так как введение минимального порога участия частного капитала в концессионных проектах может существенно сократить число инвесторов. Сжатие рынка концессий в первую очередь невыгодно регионам.

    По словам Георгия Сухадольского, в последнее время концессионные соглашения в регионах очень популярны – они позволяют более гибко подходить к выбору исполнителя работ, не руководствуясь при этом только ценовым критерием, как этого требует законодательство о госзакупках.

    Читать далее Торг 94 (10.04.2017)