Ростовская область может стать одним из первых регионов, где при заключении региональных и муниципальных контрактов будут применяться эскроу-счета, то есть специальные счета для учета и блокирования денежных средств, предусмотренных на оплату контракта. Эксперты Т94 рассказали, как эскроу-счета могут стать дополнительными гарантиями для бизнеса.
С предложением защищать госконтракты с помощью эскроу-счетов выступил уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ Борис Титов по итогам приема предпринимателей в управлении Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе. По его мнению, "замораживание" средств, предусмотренных на оплату муниципальных контрактов, станет дополнительной гарантией для бизнеса.
Бизнес-омбудсмен отметил, что главные проблемы сегодня связаны именно с оплатой муниципальных контрактов и предложил заменить форму платежей. Эффективной оплатой может стать перевод средств, предусмотренных на оплату муниципального контракта, на специальный казначейский счет, другими словами эскроу-счет. Средства с такого счета могут быть сняты только по факту сдачи акта о приемке работ. Это гарантия того, что деньги не будут использованы для других целей. Тогда предприниматели смогут под эти деньги еще и привлекать дополнительное финансирование в виде коммерческих кредитов.
Почему именно на Юге России было предложено начать применять эскроу-счета? Потому что существенная доля нарушений прав предпринимателей там связана именно с неисполнением бюджетными учреждениями своих обязательств по контрактам, заключенным с малым бизнесом и индивидуальными предпринимателями.
Сегодня уже принят закон об эскроу-счетах и казначейское сопровождение уже работает по федеральным контрактам. Однако, на региональном или муниципальном уровне их использование является не обязательным.
"Эскроу-счета появились в российском гражданском законодательстве относительно недавно – с 2013 года, и являются частным случаем договора условного депонирования или договора эскроу, - комментирует Т94 Георгий Сухадольский, генеральный директор некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок". - По договору счета эскроу банк (эскроу-агент) открывает специальный счет для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором между банком, депонентом и бенефициаром. Таким образом, эскроу-счет выполняет одновременно две функции: расчетную и обеспечительно-гарантирующую".
Эксперт напомнил, что по своей правовой сути эскроу-договоры в большей или меньшей степени имеют сходные черты с аккредитивной формой расчетов, обеспечительными обязательствами или банковской гарантией, специальными видами договора хранения, например банковской ячейкой, секвестром.
Согласно статье 860.8 Гражданского кодекса, особенностями эскроу-счета является ограничение на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете эскроу:
- ни депонент, ни бенефициар не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете эскроу, если иное не предусмотрено договором;
- не допускается зачисление на счет эскроу денежных средств депонента, помимо депонируемой суммы, указанной в договоре условного депонирования денежных средств, если иное не предусмотрено договором;
- депонированная сумма выдается банком бенефициару или перечисляется на указанный бенефициаром счет при возникновении оснований, предусмотренных договором условного депонирования.
"Соответственно, в рамках государственных и муниципальных контрактов, при наличии рисков неплатежей в адрес поставщика со стороны заказчика, о чем и говорит бизнес-омбудсмен, как уполномоченный по защите прав предпринимателей, эскроу-счета могли бы выполнять требуемые обеспечительную и гарантирующую функции. Естественно, речь идет только о тех контрактах, которые не подпадают под казначейское сопровождение", - уточнил Сухадольский.
Николай Баранов, замдиректора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при президенте РФ, рассказал, что ситуация с несвоевременной оплатой госконтрактов стала развиваться в 2017 г. Активное участие в этом процессе принимала Генеральная прокуратура. Он напомнил, что в мае в 44-ФЗ были внесены изменения в часть 8 статью 30, устанавливающие максимально возможный 30-дневный срок для оплаты госзаказчиками товаров, работ или услуг с момента подписания документа об их приемке.
"При оплате обязательств по контрактам с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными НКО госзаказчикам будет необходимо расплатиться в течение 15 рабочих дней", - подчеркнул Баранов.
Так же, в апреле Госдумой РФ в первом чтении был принят законопроект, предусматривающий административную ответственность за нарушение срока и порядка оплаты по госконтрактам. Речь идет о дополнении Кодекса административных правонарушений новой статьей. Она предусматривает, в частности, санкцию за первое подобное нарушение в виде штрафа в размере до 50 тыс. руб., за повторное, то есть совершенное в течение года после назначения наказания за первое, – дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
"Эскроу-счет – это аналог покрытого аккредитива или временный счет, на котором хранятся деньги до исполнения обязательств сторонами. Работа с эскроу-счетом только усложнит деятельность госзаказчиков и сотрудников Федерального казначейства. По моему мнению, необходимо добиваться строгой платежной дисциплины и вводить санкции за нарушения закона о контрактной системе", - уточнил Николай Баранов.
Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, считает, что в целом идея о применение эскроу-счетов для заключения региональных и муниципальных контрактов хорошая. "Одной из проблем поставщиков по госконтрактам является то, что он может перечислить обеспечение по контракту и полностью выполнить договор, но после месяцами ждать расчета. А все потому, что у заказчика не доведены на его счета бюджетные средства. И если фиксировать бюджетные средства на отдельном счету до исполнения контракта, а не как сейчас – после, то это действительно нивелирует риск поставщика. Введение эскроу-счетов будет ему хорошей помощью", - рассказал Т94 эксперт.
Правда, есть и подводные камни, считает Казанцев. Проблема может быть в том, что для работы на системном уровне необходима безупречная отлаженность бюджетного процесса у заказчика. "Во-первых, у заказчика должны быть четко распланированы все закупки, включенные в план-график. Также, под каждую закупку должны быть доведены бюджетные объемы и они, до начала работ, могут быть условно "заморожены", то есть, зафиксированы на обособленном счете, к которому сам заказчик не имеет доступа. На практике, особенно если говорить о муниципальных контрактах, далеко не каждый муниципалитет может себе такое позволить. Поэтому, учитывая именно эту специфику, неплохо было бы протестировать на каком-то самоокупаемом муниципалитете эту схему и только потом, после тестового периода, включать соответствующую поправку в Федеральный закон и возлагать такую обязанность на все муниципалитеты без исключения", - резюмировал Казанцев.
Действительно, сегодня муниципалитеты, получив команду вовремя сдать, например, детский сад, заключают контракт, не особенно задумываясь о том, есть ли у них средства, чтобы в срок этот контракт оплатить. В итоге получается, что малый бизнес кредитует социальные программы и бюджетные структуры – они выполняют работы, а потом с ними годами и месяцами не расплачиваются. Эксперты сходятся во мнении, что эскроу-счета могут помочь решить эту проблему. Но насколько эффективно, можно будет судить исходя из результатов, которые, возможно, в ближайшее время покажет Ростовская область.
Читать первоисточник: Торг 94 (10.07.2017)