В скором времени участников госзакупок, пренебрегающих своими обязательствами в плане срока и порядка оплаты товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, начнут штрафовать. А злостных нарушителей еще и дисквалифицировать на срок до двух лет. Госдума РФ во втором чтении одобрила законопроект, регламентирующий административную ответственность участников торгов за неуплату обязательств.
Законопроект, предусматривающий штрафы для должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб., а также дисквалификацию за повторное нарушение сроков оплаты госзакупок, в том числе включая и нарушения в области обеспечения авансирования, был внесен в Госдуму еще в декабре прошлого года.
Законодатели уверены, что внесение предлагаемых законопроектом новелл обусловлено необходимостью повышения эффективности и результативности в сфере закупок, а также предотвращения злоупотреблений при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Также предполагалось, что в случае принятия, законопроект сможет дисциплинировать заказчиков в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств.
Законопроект кажется особенно актуальным в свете того, что, по информации Минэкономразвития России, ущемление прав предпринимателей вследствие неисполнения обязательств по оплате товаров, работ и услуг по государственным и муниципальным контрактам носит массовый характер.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, неисполнение заказчиками финансовых обязательств по контрактам влечет негативные социально-экономические последствия, в частности, возникновение долгов по оплате труда и налоговым платежам, срыв обязательств перед контрагентами. Кроме того, законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе и других международных договоров РФ.
Предлагаемые законопроектом изменения призваны минимизировать риски поставщиков, подрядчиков и исполнителей, а также дисциплинировать заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств.
Интересно, что еще в марте этого года генеральный прокурор РФ Юрий Чайка на заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ обратился к председателю Государственной думы Вячеславу Володину с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта, который бы защитил малый и средний бизнес.
По словам Чайки, в ходе прокурорских проверок постоянно всплывают факты «оплаты неисполненных обязательств аффилированным структурам». Вместе с тем, «добросовестные соисполнители вынуждены обращаться в суды для получения честно заработанных денег».
В своем выступлении генпрокурор сделал акцент на том, что невыплаченные в срок обязательства больнее всего бьют именно по малым и средним предпринимателям, для которых их бизнес зачастую «единственная возможность содержать семью, достойно жить, избежать банкротства».
Позже, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, генпрокурор даже посвятил свой доклад проблеме малого и среднего бизнеса, а также же невыплаченным в срок обязательствам по контрактам.
«Инвестиционная привлекательность напрямую зависит от состояния законности в стране, прежде всего в сфере контрольно-надзорной и разрешительной деятельности. Поэтому защита бизнеса, обеспечивание прав предпринимателей, является одним из приоритетных направлений работы Генеральной прокуратуры», - заявил Чайка.
По словам генпрокурора, по инициативе его ведомства «за нарушение прав предпринимателей только в прошлом году привлечено к дисциплинарной ответственности свыше 60 тыс. должностных лиц». Также по требованию Генпрокуратуры бизнесу, прежде всего малому и среднему, возвращено около 50 млрд руб. за выполненные контракты.
По мнению координатора проекта ОНФ «За честные закупки», депутата Госдумы Антона Гетта внесение поправок актуально, так как несвоевременная оплата по госконтрактам достаточно распространенное явление, которое больше всего вреда наносит малому бизнесу и НКО. По мнению Гетта, «ее могли использовать для давления на бизнес и манипулирования подрядчиками».
«В рамках работы проекта ОНФ «За честные закупки» мы неоднократно выступали за введение административной ответственности для должностных лиц, допустивших нарушения при оплате товаров в рамках государственных и муниципальных закупок, - рассказал в комментарии Т94 координатор проекта ОНФ. - При этом в первой редакции весной 2016 года законопроект предполагал штраф до 30 тысяч рублей. Тогда мы выступили с инициативой ужесточить санкции. Новая редакция предусматривает штрафы уже до 50 тысяч рублей. Мы считаем, что штрафные санкции станут дополнительным стимулом для заказчиков вовремя рассчитываться по контрактам».
Впрочем, бизнес сообщество далеко не всегда приветствует установку на карательные меры. Так, генеральный директор некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок" Георгий Сухадольский рассказал в комментарии Т94, что, по его мнению, «для высокопрофессиональных закупщиков, как и любых работников интеллектуального труда, лучшие результаты приносит не негативное, а позитивное стимулирование».
Кроме того, по мнению Сухадольского, даже относительно не большие штрафы могут сильно ударить по рядовым сотрудникам. "Для рядовых сотрудников в регионах штрафы для физических лиц от 30 тысяч рублей являются сверхкрупными, нередко превышают месячный оклад сотрудника. И очень бы не хотелось увеличивать и без того не простую практику "штрафов в рассрочку, - заявил Сухадольский. - Поэтому предпочитаю не установление штрафов, а внедрение таких условий, при которых нарушение само по себе невозможно".
По мнению Сухадольского, штрафам и ужесточению законодательства уже сейчас можно найти разумную альтернативу. «В данном случае, если мы говорим о штрафах за нарушение сроков оплаты, то, например, можно было бы глубже проработать возможность применения эскроу-счетов или иных подобных механизмов, обеспечивающих гарантированную оплату за выполненную работу, поставленные товары или оказанные услуги», - уверен эксперт.
Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы «B2B-Center», считает, что проблема своевременности оплаты госпоставок и в самом деле является для поставщиков одной из самых насущных. Однако эффективность именно предложенной меры в решении этой проблемы вызывает у него вопросы.
«Первый из них: а на кого именно будет налагаться штраф за просрочку оплаты? Если штрафовать будут контрактного управляющего, то едва ли стоит ждать большого положительного эффекта. Вряд ли именно этот линейный специалист принимает решение о том, заплатить ли в срок или «потянуть» с перечислением денег, - рассказал он в комментарии Т94. - Но даже если данное административное правонарушение будет подразумевать штраф именно для руководителя заказчика, то и это совсем не означает наказание виновного: вполне возможно, заказчик не платит по причине того, что сам еще не получил обещанных денег из бюджета».
По мнению Казанцева, такая ситуация ударит в первую очередь по небольшим государственным и муниципальным заказчикам с небольшими доходами и зарплатами. В то время как крупные игроки даже не почувствуют новых штрафов.
«Такая ситуация актуальна для сотрудников, для которых – будь то руководитель или контрактный управляющий – сумма в 50 тысяч значительна, тем более что выплачивается она из собственной зарплаты. Если же мы говорим о руководителях крупных госзаказчиков, то сложно даже представить, насколько незначительна в структуре их ежедневного личного дохода та же самая сумма штрафа за формально схожее нарушение, - убежден Казанцев. - И дабы избежать известного порока «наказания невиновных и награждения непричастных», скорее всего, придется искать более действенное решение проблемы неплатежей госпоставщикам, чем простой штраф».
Читать первоисточник: Торг 94 (11.07.2017)