Минэкономразвития России дало отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации». Одно из ключевых замечаний в заключении сводится к существенной нагрузке на предпринимателей на фоне введения параллельных систем прослеживаемости.
Речь идет о законопроекте, размещенном Минфином на портале общественных обсуждений в декабре 2016 года.
Документом предусматривается запрет оборота товаров без необходимой маркировки, создание единой информационной системы, включающей реестры и логистические порты для обмена сведениями между участниками. Кроме того, он содержит указания о полномочиях органов власти по осуществлению контроля и надзора, об обязательной и добровольной маркировке, определяется ответственность за нарушение законодательства.
Минэкономразвития в своем заключении отмечает, что проект акта разрабатывается и планируется к введению в действие параллельно (либо сразу после) с введением аналогичных систем прослеживаемости оборота продукции – ЕГАИС для алкогольной продукции, ККТ с передачей информации о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа, в электронном виде, пилотный проект по маркированию шуб, пилотный проект по маркированию лекарственных средств, проектируемая Россельхознадзором государственная информационная система «Меркурий» (система прослеживаемости пищевой продукции посредством электронных ветеринарных сопроводительных документов).
Хозяйствующие субъекты несут существенные расходы при введении в силу каждой из систем прослеживаемости (по данным только одной торговой сети, стоимость внедрения ЕГАИС составила порядка 600 миллионов рублей, ГИС «Меркурий» — 300 миллионов), они не унифицированы, для каждой нужно свое оборудование, программное обеспечение, в том числе позволяющее считывать новые знаки.
По данным изготовителей лекарственных препаратов, участвующих в эксперименте по маркировке КИЗ и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения, издержки связаны в том числе с закупкой производственного оборудования или его переналадкой и могут составлять от 6 до 32 миллионов рублей для одной компании.
Исходя из этого, помимо затрат на закупку КИЗ, издержки изготовителей пищевой продукции возрастут в связи с закупкой оборудования для маркирования или переналадкой установленного оборудования и могут составить более 1,5 миллиарда рублей.
Таким образом, непродуманное введение маркировки товаров может усугубить тяжелое состояние ряда отраслей и спровоцировать рост цен на готовую продукцию, считает Минэкономразвития.
Кроме того, проект акта требует тщательной детализации в решении технических вопросов: не определен ряд важных понятий, не проработан вопрос размещения знаков на специфических товарах, а также логистика реализации предполагаемых положений на практике.
Минэкономразвития также полагает избыточными меры по контролю-надзору, изложенные в проекте. Кроме того, введение в одностороннем порядке норм, предусмотренных проектом акта, без взаимосвязки с положениями Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, является преждевременным и может привести к возникновению барьеров в торговле на территории Евразийского экономического пространства, заключает министерство.
Читать первоисточник: Экспертный центр Электронного государства (11.07.2017)