Как известно, законодательство о контрактной системе и государственно-корпоративных закупках предусматривает ведение реестров недобросовестных поставщиков. В эти реестры включаются поставщики, нарушившие свои обязательства в ходе закупки и исполнения контракта/договора (уклонившиеся от заключения контракта/договора, не исполнившие обязательства по контракту/договору, что повлекло расторжение контракта/договора в одностороннем порядке со стороны заказчика и т.п.).
Однако, далеко не все заказчики добросовестно исполняют свои обязанности. Кто-то умышленно или от неграмотности нарушает законодательство. Кто-то проводит закупки, стараясь «заточить» их под «нужного поставщика»… Поэтому уже неоднократно озвучивалась идея создания своего рода «реестра недобросовестных заказчиков».
Прямо скажем, само такое предложение весьма неоднозначно. Но толика здравого смысла в нем есть. Видимо, в этом направлении размышлял и основной контролер в сфере закупок, ФАС России, разрабатывая проект постановления Правительства «Об утверждении Критериев отнесения деятельности юридических лиц к определенной категории риска при осуществлении Федеральной антимонопольной службой контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как следует из проекта, критерии отнесения деятельности юридических лиц к определенной категории риска разработаны в целях предотвращения повторного несоблюдения юридическими лицами требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предполагается применение этих критериев при осуществлении плановых проверок соблюдения законодательства о контрактной системе. В числе критериев:
- Доля жалоб, признанных обоснованными и частично обоснованными;
- Доля неисполненных предписаний об устранении допущенных нарушений;
- Доля государственных контрактов, расторгнутых на основании вступившего в законную силу решения суда по иску контрольного органа в сфере закупок.
По результатам оценки юридические лица планируется делить на три категории: среднего, умеренного и низкого риска.
Стоит отметить, что данная оценка предполагается не только для заказчиков и уполномоченных органов, но так же для специализированных организаций и операторов электронных площадок.
Читать первоисточник: Тендеры.ру (26.07.2017)