• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 25 августа 2017
    Процедуру заключения энергосервисных контрактов (договоров) хотят упростить.

    Минэкономразвития Российской Федерации на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст проекта федерального закона, которым предлагается внести изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 32.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

    Проблема

    На данный момент Закон №261-ФЗ, согласно которому должны реализовываться проекты и мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности в бюджетных организациях посредством выполнения энергосервисных контрактов, действует уже 7 лет. Однако, практика прошедших лет показывает, что на деле не более 10 регионов Российской Федерации используют механизм обновления инфраструктуры объектов бюджетных организаций, организаций с участием государства, регулируемых организаций, а также организаций жилищно-коммунального комплекса, при помощи реализации энергосервисных договоров (контрактов).

    Энергосервисный контракт – это контракт, предметом которого является совершение исполнителем (субъектом естественной монополии) действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.

    В Минэкономразвития считают, что такой слабый уровень развития энергосервиса связан с тем, что сам по себе механизм запуска энергосервисного договора (контракта) для бюджетных организаций достаточно сложен. Кроме того, данный процесс связан с необходимостью предварительно проводить значительный объем аналитических и проектных работ для определения экономической целесообразности и поиска технологических решений для должной реализации энергосервисного контракта.

    Сложившаяся практика показала, что на данный момент, энергосервисные договоры (контракты), заключаются зачастую не по инициативе организаций, в помощь которым создан этот механизм энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а по предложению, направляемому непосредственно энергосервисными компаниями.

    «При этом в рамках существующей системы заключения энергосервисных договоров (контрактов) через проведение конкурса (аукциона) у энергосервисных компаний, которые в настоящее время в инициативном порядке берут на себя как образовательную функцию (разъясняют как работает механизм энергосервисного договора (контракта) и по сути администрируют процесс объявления конкурсов (аукционов)), так и все проектирование и разработку технологических решений, увеличиваются риски вложений в указанные мероприятия, так как при объявлении конкурса потенциальные конкуренты, которые не имели предварительных вложений, находятся в заведомо более выгодной позиции», - поясняют в Министерстве.

    Сложившаяся практика негативно влияет на весь процесс «от а до я», так как создается риск появления различных манипуляций с требованиями в конкурсной документации о проведении конкурса или аукциона, в результате чего выбранные технологические решения могут оказаться невыгодными. Кроме прочего, возрастает риск ограничения конкуренции в результате различных злоупотреблений при принятии решений.

    Пути решения

    Минэкономразвития Российской Федерации предлагает внести в Закон №44-ФЗ и Закон №261-ФЗ изменения, направленные на внедрение упрощенной процедуры заключения энергосервисных контрактов (договоров).

    Упрощенный механизм процедуры заключения энергосервисных контрактов можно условно разделить не несколько этапов:

    • подготовка и направление потенциальным исполнителем предложения о заключении энергосервисного контракта (договора);
    • проведение потенциальным заказчиком соответствия потенциального исполнителя энергосервисного контракта (договора), требованиям, запретам и ограничениям, установленным законодательством о закупках (в течение 20 календарных дней со дня поступления предложения);
    • принятие решения о возможности или невозможности заключения энергосервисного контракта (договора);
    • внесение изменений в план закупок, план-график закупок, размещение в единой информационной системе в сфере закупок проекта контракта и извещения о закупке;
    • проверка потенциальных исполнителей на соответствие требований законодательства о закупках и рассмотрение поданных заявок о готовности к участию в определении исполнителя контракта (в случае, если такие предложения поступили в установленный срок), - определение победителя осуществляется конкурентным способом;
    • заключение контракта с потенциальным исполнителем, направившим предложение о его заключении, без использования конкурентных способов, - в случае отсутствия других заявок или несоответствия участников, подавших заявки.

    Рассмотрим каждый условный этап упрощенного механизма заключения энергосервисных контрактов (договоров) более подробно.

    Подготовка предложения

    Разработанным документом устанавливается, что потенциальный исполнитель энергосервисного контракта (договора) имеет право по собственной инициативе и за свой счет, направить в адрес потенциального заказчика, предложение о заключении такого контракта.

    Такое предложение должно содержать реквизиты потенциального исполнителя и контактную информацию. Также, потенциальный исполнитель должен приложить документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ и документы, подтверждающие соответствие условиям, запретам и ограничениям, в случае, если такие условия установлены в соответствии со статьей 14 Закона №44-ФЗ (национальный режим).

    Кроме прочего, от потенциального исполнителя требуется предоставление краткого технико-экономического обоснования необходимости заключения энергосервисного контракта (договора), обоснование расходов, которые несет потенциальный исполнитель контракта при подготовке предложения о его заключении.

    И, конечно же, потенциальный исполнитель контракта должен представить проект энергосервисного контракта, соответствующего требованиям, установленым постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 г. №636, а также иным требованиям, установленным Законом №44-ФЗ и Законом №261-ФЗ. 

    часть 20 статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ (извлечение из текста законопроекта)

    20.  Потенциальный исполнитель энергосервисного контракта вправе за свой счет подготовить и направить предложение о заключении энергосервисного контракта потенциальному заказчику, владеющему объектами, в отношении которых предполагается осуществить действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в соответствии с таким предложением (далее – объекты энергосервисного контракта).

    Предложение о заключении энергосервисного контракта должно содержать:

    1)наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа потенциального исполнителя энергосервисного контракта, фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

    2)документы, подтверждающие соответствие потенциального исполнителя энергосервисного контракта требованиям, установленным частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона с приложением документов, подтверждающих соответствие потенциального исполнителя требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 указанной статьи, или копий таких документов, документы, подтверждающие соответствие потенциального исполнителя энергосервисного контракта условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или заверенные копии таких документов;

    3) краткое технико-экономическое обоснование необходимости заключения энергосервисного контракта, а также обоснование расходов, понесенных потенциальным исполнителем энергосервисного контракта при подготовке предложения о его заключении;

     4) проект энергосервисного контракта, отвечающий требованиям к условиям энергосервисного контракта, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи, а также иным требованиям к такому контракту, установленным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, включая требования к определению цены такого контракта и размеру обеспечения его исполнения.

    Требования к предложению о заключении энергосервисного контракта утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Проверка потенциального исполнителя контракта

    В течение 20 календарных дней с момента поступления предложения от потенциального исполнителя о заключении энергосервисного контракта (договора), потенциальный заказчик должен провести его проверку на соответствие единым требованиям к участникам закупки и отсутствии такого участника в Реестре недобросовестных поставщиков (части 1 и 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ), а также условиям, ограничениям и запретам, установленным в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ (применение национального режима).

    Порядок проведения такой проверки полностью аналогичен порядку, установленному Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ для проведения проверки в отношении участников закупок.

    Вместе с тем, потенциальный заказчик не только проверяет потенциального исполнителя контракта, но и разумеется, рассматривает поступившее предложение о заключении энергосервисного контракта, в результате чего, принимает решение о:

    • возможности заключения энергосервисного контракта на представленных в предложении потенциального исполнителя о заключении энергосервисного контракта условиях;
    • возможности заключения энергосервисного контракта на условиях, отличных от условий, содержащихся в предложении о заключении энергосервисного контракта;
    • невозможности заключения энергосервисного контракта.

    Принятие решения о невозможности заключения контракта

    Решение о невозможности заключения энергосервисного контракта (договора) принимается потенциальным заказчиком в одном из восьми следующих случаев:

    1. предложение о заключении энергосервисного контракта не соответствует требованиям, установленным в соответствии с частью 20 статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ (текст имеется выше);

    2. потенциальный исполнитель контракта не соответствует требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ;

    3. проект энергосервисного контракта не соответствует требованиям к условиям энергосервисного контракта, установленным Правительством Российской Федерации, а также иным требованиям к такому контракту, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ и законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, включая требования к определению цены такого контракта и размеру обеспечения его исполнения;

    4. объекты энергосервисного контракта не находятся во владении потенциального заказчика либо у потенциального заказчика отсутствуют полномочия по заключению энергосервисного контракта в отношении таких объектов;

    5. потенциальный заказчик на момент принятия решения о возможности заключения энергосервисного контракта не имеет объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств по оплате поставок энергетических ресурсов, формируемого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, достаточного для принятия обязательств по оплате энергосервисного контракта в соответствии с предложенными условиями;

    6. потенциальный исполнитель энергосервисного контракта отказался от ведения переговоров по изменению предложенных условий энергосервисного контракта, либо в результате переговоров стороны не достигли согласия по условиям энергосервисного контракта;

    7. предложенные технологические решения, способы или результаты их выполнения не соответствуют установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации санитарным нормам и правилам, санитарно-гигиеническим, экологическим нормативам, правилам безопасности или иным обязательным нормам и правилам;

    8. осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в отношении объектов энергосервисного контракта технологически невозможно.

    Принятие решения о возможности заключения контракта

    Вполне очевидно, что в случае принятия потенциальным заказчиком решения о возможности заключения энергосервисного контракта (договора) на представленных в предложении о заключении контракта условиях, потенциальные заказчик и исполнитель переходят к следующему выделенному нами условному этапу.

    В том же случае, когда решение о возможности заключения энергосервисного контракта (договора) принято потенциальным заказчиком, но на условиях, отличных от тех, что представил потенциальный исполнитель, - стороны переходят к переговорам и согласованию условий контракта.

    Такие переговоры должны быть проведены в течение 10 рабочих дней со дня принятия потенциальным заказчиком решения о возможности заключения энергосервисного контракта (договора), по результатам которых будет составлен протокол. Данный протокол, составленный в двух экземплярах, содержит сведения о согласованных изменениях условий, внесенных в контракт, либо о недостижении такого согласия.

    Далее, в случае взаимного согласия, достигнутого по результатам переговоров по изменениям условий контракта, потенциальный исполнитель контракта должен направить в адрес потенциального заказчика предложение о заключении энергосервисного контракта (договора) с внесенными в него в ходе переговоров изменениями. Этот документ потенциальный заказчик должен будет рассмотреть в течение 3 рабочих дней.

    Создание конкурентных условий

    Итак, потенциальный заказчик принял положительное решение о возможности заключения энергосервисного контракта (договора) без изменения условий проекта контракта, либо утвердил все необходимые корректировки внесенные (если такие корректировки были необходимы) в проект контракта и последнее закреплено протоколом совместных переговоров по согласованию условий контракта.

    Несмотря на то, что стороны фактически уже готовы к заключению контракта, необходимо внести в процесс конкурентную составляющую, а значит, потенциальный заказчик в течение 10 календарных дней с момента принятия решения о возможности заключения контракта или подписания сторонами протокола, закрепляющего результат согласования условий контракта должен:

    • внести изменения в план закупок,
    • внести изменения в план-график закупок,
    • разместить в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) проект энергосервисного контракта,
    • разместить извещение о проведении открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта (договора).

    Этот этап, - размещение в единой информационной системе в сфере закупок, измененных редакций плана закупок и плана-графика закупок, а также проекта контракта и извещения о проведении закупки, стоит считать началом осуществления закупки.

    Прием и проверка заявок участников

    В течение 20 календарных дней со дня размещения заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок проекта энергосервисного контракта (договора), потенциальные исполнители контракта подают свои заявки о готовности к участию в определении исполнителя энергосервисного контракта.

    Заказчик проверяет заявки, поданные участниками закупки на предмет наличия документов или копий документов, подтверждающих их соответствие требованиям, условиям, запретам и ограничениям, установленным законодательством о закупках.

    Как и участник закупок, фактически инициировавший своими действиями (предложивший исполнение энергосервисного контракта и разработавший его проект), остальные участники, подающие заявку на участие в закупке, должны приложить те же самые документы (или их копии), подтверждающие соответствие направивших их лиц требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, подтверждающие соответствие таких лиц условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ, а также декларации о соответствии таких лиц требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ.

    Проверка соответствия участников, подавших заявки осуществляется заказчиком в течение 10 рабочих дней после окончания срока подачи заявок.

    Конкурентный и неконкурентный способы закупки

    Если по результатам проверки соответствия участников закупки, одна или несколько заявок о готовности к участию в определении исполнителя энергосервисного контракта (договора) конкурентным способом, заказчику необходимо разместить информацию об этом в единой информационной системе в сфере закупок.

    Определение исполнителя энергосервисного контракта в таком случае осуществляется конкурентным способом, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Контракт с победителем торгов заключается на условиях, утвержденного ранее проекта энергосервисного контракта.

    Если же в течение 20 календарных дней, со дня размещения проекта энергосервисного контракта (договора) в единой информационной системе в сфере закупок, в адрес заказчика не поступило заявок о готовности к участию в определении исполнителя энергосервисного контракта конкурентным способом или по результатам проверки участников выяснилось, что они не соответствуют требованиям, установленным Законом №44-ФЗ, заказчик заключает контракт на условиях, предусмотренных проектом контракта, с потенциальным исполнителем, направившим предложение о его заключении без использования конкурентных способов определения такого исполнителя.

    Весь процесс от получения потенциальным заказчиком предложения о заключении энергосервисного контракта до непосредственно заключения такого контракта с исполнителем, определенным в результате проведения закупки в конкурентной форме, а в случае отсутствия заявок или несоответствия законным требованиям участников, неконкурентной форме, - может занять до 60 дней.

    Информация об объектах

    Вполне резонный вопрос может возникнуть у нашего читателя о том каким способом потенциальный исполнитель энергосервисного контракта может получить информацию, на основе которой он может составить технико-экономическое обоснование необходимости заключения такого контракта, и непосредственно проект контракта?

    Этот момент в Минэкономразвития РФ при разработке законопроекта учли, - для этого в Федеральный закон от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» необходимо внести соответствующие изменения в данной части.

    Статью 21 Закона № 261-ФЗ предлагается дополнить частью 3, которая предусматривает, что в целях подготовки потенциальными исполнителями энергосервисных договоров (контрактов) предложений об их заключении, потенциальные государственные или муниципальные заказчики обязаны предоставить в течение 30 дней с дня получения ими запроса от потенциальных исполнителей контракта, необходимую информацию об объектах, находящихся во владении этих потенциальных заказчиков. Формат предоставления этой информации и требования к ней будут установлены Правительством Российской Федерации.

    Кроме того, в тот же срок, государственные или муниципальные заказчики должны будут обеспечить потенциальным исполнителям энергосервисного контракта, подавшему заявку, доступ к объектам, находящимся во владении потенциальных заказчиков.

    На момент написания данной статьи, законопроект, разработанный Минэкономразвития Российской Федерации, находится на этапе общественных обсуждений текста проекта (окончание 01.09.2017 года) и независимой антикоррупционной экспертизы (окончание 24.08.2017 года).

    Читать первоисточник: Информационный портал закупок (24.08.2017)