Эксперты Т94 - о способах оптимизации затрат.
Минэкономразвития подняло зарплаты сотрудникам, сократив расходы на свои закупки, заявил глава ведомства Максим Орешкин. По его словам, сократить расходы удалось благодаря внедрению технологии блокчейн. Сейчас в России нет закона, регулирующего эту новую сферу, но многие бизнесмены и чиновники как в России, так и за рубежом пророчат этой технологии большое будущее.
В частности, глава "Сбербанка" Герман Греф прогнозирует, что уже через 5–10 лет в экономике произойдет "гигантский сдвиг" после начала промышленного применения блокчейна в бизнесе и управлении государством, а ведущие мировые банки разрабатывают общую криптовалюту для снижения издержек по банковским операциям.
Внедряет блокчейн в свою работу и Минэкономразвития. "Внутри министерства мы делаем проект по внедрению блокчейна в систему закупок, для повышения их прозрачности. Если посмотреть финансовый результат по внутренним закупкам министерства, за год удалось сократить расходы на содержание больше чем на 10%, - заявил Максим Орешкин, отвечая на вопросы сенаторов в ходе правительственного часа в Совете федерации. Например, сократили закупку почему-то очень дорогой техники. Сразу расходов стало поменьше, это позволяет чуть повысить уровень зарплат сотрудников".
"Концептуально озвученный министром подход можно лишь приветствовать, такая мера и в самом деле может стимулировать чиновников экономить на закупках," - считает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев.
Практически в любой организации можно найти возможности для оптимизации затрат, уверен гендиректор НП "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок" Георгий Сухадольский. "Главное, чтобы это была действительно реальная оптимизация суммарных затрат, а не оптимизация в одном подразделении, влекущая двукратное увеличение затрат в другом подразделении," - предупреждает он.
"В теории закупок подобную оптимизацию нередко стали называть "предзакупочными процедурами", тем самым разделяя выбор применяемых организационных и технологических решений, и собственно процедуру выбора контрагента. И если на стадии выбора контрагента многие научились эффективно проводить конкурсы и иные конкурентные процедуры, то потенциал правильного выбора применяемых решений еще только начинает раскрываться", - указывает Сухадольский.
Но экономить можно не только на предметах роскоши. Недобросовестный заказчик, в отличие от Минэкономразвития, может сократить не закупки неоправданно-дорогой техники, а закупки оправданно-необходимых медикаментов или детского питания, опасается Казанцев. "С особенной легкостью это делается в случаях, когда потребителем продукции является не сам заказчик, а простые граждане. И в этом случае благие намерения по внедрению блокчейна в систему закупок позволят недобросовестному заказчику положить сэкономленное себе в карман не как привычный, но формально всё ещё уголовно наказуемый откат, а как вполне легальную и даже формально "заслуженную" прибавку к зарплате", - рассуждает он.
"Не секрет, что в рамках существующей контрактной системы не составляет труда завысить и начальную цену отдельной закупки, и общий объём закупочного бюджета. В этом случае, даже покупая по привычным ценам, заказчик может в отчётах демонстрировать любую «экономию», коль скоро в качестве последней понимается разница между начальной ценой и ценой контракта", - указывает Казанцев.
"Конечно, 10% экономии – это неплохой результат, но резервы экономии намного больше, отмечает директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. - Блокчейн – это перспективное направление, но доросла ли наша система госзакупок до его использования? В наших реалиях существенных эффект может принести наведение элементарного порядка, сокращение коррупции, переход от покупки товаров к плате за использование. То есть пока можно многого добиться не через внедрение блокчейна, а с помощью sharing economy".
Надо навести порядок в законодательстве, отменив избыточный и бессмысленный процессуальный контроль, ужесточить финансовый контроль за результатами, снизить издержки участия для МСП и непосредственных производителей, отказаться от "аукционного крена" в пользу запросов котировок, предложений, ценовых переговоров, упростить процедуры, особенно по мелким закупкам, максимально приблизив их к закупкам коммерческим, заключает Ульянов.
Читать первоисточник: Торг 94 (03.10.2017)