• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 16 октября 2017
    Госкомпании потребуют у МСП сертификаты

    Эксперты рассказали о минусах инициативы.

    Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) поддержала предложение «Роснефти» о введении добровольной сертификации при закупках госкомпаний у малого и среднего бизнеса. Против этой меры выступает Минфин. По мнению ведомства, право требовать добровольные сертификаты значительно увеличит издержки субъектов МСП и будет препятствовать их доступу к закупкам госкомпаний.

     

    Корпорация МСП рассмотрела предложения «Роснефти» о введении добровольной сертификации и согласна с ними, говорится в письме ее гендиректора Александра Бравермана министру экономического развития Максиму Орешкину, с которым ознакомились «Ведомости». «Роснефть» предлагает внести соответствующий пункт в закон о закупках госкомпаний и компаний с госучастием. Это может увеличить издержки небольших компаний, так как стоимость сертификатов доходит до 500 000 рублей.

     

    «Корпорация не является субъектом законодательной инициативы, поэтому тему мы не комментируем», - заявили Т94 в пресс-службе корпорации МСП. А представитель Минэкономразвития сообщил, что проработка вопроса со всеми заинтересованными сторонами продолжается.

    «Это удивительная новость, которая идет в разрез не только с политикой корпорации МСП, но и с политикой ее идеологов, которые хотят отойти от внутрикорпоративного сертифицирования в пользу общего стандарта и международной сертификации качества, - сказал T94  член президиума "Опоры России" Николай Дунаев. - По этому вопросу уже было много споров. У «Роснефти» и так есть эти сертификаты, никто не отменял их собственную система добровольной сертификации. Странно, что корпорация МСП встала на их сторону».

    Опасения Минфина в целом не лишены оснований, поскольку повсеместное требование добровольной сертификации в качестве обязательной может заметно увеличить расходы поставщиков по подготовке заявок на участие в закупках, считает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. «Но важно понимать и то, что предложение "Роснефти" направлено не на ограничение конкуренции, а на закрепление права заказчика требовать повышенного качества поставки в специальных отраслях, где некачественное выполнение работ сопряжено со значительными рисками, в т.ч. техногенного характера. Нефте- и газодобыча, атомная энергетика, пассажирские перевозки и т.п. - все это сферы, в которых заказчик не просто может, но и должен выбирать лишь лучших из лучших», - поясняет он.

    П. 1 ст. 21 закона «О техническом регулировании» оговаривает, что добровольное подтверждение соответствия проходит по инициативе заявителя на основании его договора с органом по сертификации. «Из этого можно сделать вывод, что предложение закрепить в законе право госкомпаний требовать добровольные сертификаты при закупках может повлечь за собой ограничение конкуренции и дополнительные затраты, в том числе и для субъектов малого бизнеса и при этом поставит под вопрос сам термин «добровольная сертификация», так как по сути такая сертификация станет обязательной для поставщиков», - считают в комитете Торгово-промышленной палаты по развитию системы закупок.  

    К сожалению, в нашем распоряжении нет точных сведений о стоимости добровольной сертификации в различных отраслях экономики, но в любом случае, стоимость добровольной сертификации повлияет и на стоимость самой закупки в сторону увеличения, что явно противоречит одному из принципов закупки о минимизации затрат, сообщили Т94 в комитете ТПП, отметив, что не поддерживают это предложение.

    «500 тысяч рублей – вполне реальная цифра за сертификат, дешевле не сделать, но нужно учитывать, что у каждой госкомпании своя сертификация. Сколько нужно их сделать? Это зависит  от ассортимента продукции. Эта система работает либо под очень крупных поставщиков, либо под «своих», которые знают, что скоро будет крупный заказ и могут смело вкладывать деньги в сертификат», - поясняет Дунаев. По его словам, прежде всего, это скажется на машиностроении, электромеханическом машиностроении, подъемно-транспортном машиностроении, компрессорах и вспомогательном оборудовании. 

    Компромиссным и с точки зрения эффективности закупок, и с точки зрения баланса прав и обязанностей поставщиков была бы возможность заказчика требовать добровольные сертификаты, но лишь при закупках тех категорий продукции, в которых самой целью закупки обусловлена необходимость повышенных требований к качеству поставки, предлагает Казанцев. «Повсеместными такие требования быть не могут. А это значит, что право заказчика по установлению такого требования (и право предусмотреть его в положении о закупках) должно уравновешиваться правом госконтролера при возникновении сомнений и споров проверять обоснованность включения каждого из таких оснований в положение о закупках и закупочную документацию», - считает эксперт.

    Читать первоисточник: Торг 94 (13.10.2017)