Чтобы сделать госзакупки более открытыми для предприятий, врио губернатора Нижегородской области потребовал публиковать планы-графики закупок в Интернете. Учитывая, что 44-ФЗ и 223-ФЗ предусматривают обязанности заказчиков готовить и размещать планы в Единой информационной системе, такое требование смотрится весьма странно, отмечают эксперты Т94. Будет ли польза от такого распоряжения, или оно только усложнит работу заказчика?
В Нижегородской области врио губернатора Глеб Никитин после встречи с представителями регионального бизнеса и промышленниками пришел к выводу, что одной из самых главных трудностей в работе с госзаказчиками является непредсказуемость. "Неизвестно, какие требования к закупкам будут предъявлять через год, через пять лет. А значит, нельзя планировать развитие предприятия, потому что неизвестно, может ли оно рассчитывать на заказ", - приводит слова чиновника региональное агентство политических новостей. Главе региона непонятны причины такой скрытности, поскольку у большинства госучреждений потребности из года в год почти не меняются. Он добавил, что без существования трех-пятилетнего плана реальный сектор экономики не может быть уверенным в завтрашнем дне и грамотно планировать инвестиционную программу.
"Нам необходимо возродить добрые традиции госплана и сделать планы госзаказчиков открытыми для бизнеса, - заявил Глеб Никитин. – Я прошу всех промышленников и предпринимателей Нижегородской области активно включиться в эту работу".
Так была утверждена дорожная карта повышения конкурентоспособности производственных областных предприятий. План мероприятий предусматривает организацию прямого диалога государственных заказчиков и производителей. Функцию площадок для переговоров возьмут на себя научно-технические советы, которые будут созданы при всех отраслевых министерствах.
Как оказалось, со слов и.о. вице-губернатора Нижегородской области Евгения Люлина, региону "предстоит большая и кропотливая работа, ведь существующие закупочные подразделения никогда не планировали потребности на среднесрочном горизонте с точностью до конкретных номенклатурных позиций с определенными потребительскими свойствами". Теперь нижегородский бизнес получит сведения о подтвержденном спросе на производимую продукцию и вроде как сможет заранее подготовиться к тендерам.
Обсуждение же планов закупок будет вестись с использованием сервисов государственной информационной системы промышленности (ГИСП) Минпромторга России, с «фиксацией основных предложений и замечаний бизнеса на еженедельных очных совещаниях научно-технических советов» в региональных министерствах. Все нижегородские предприятия призвали зарегистрироваться в ГИСП, внести сведения о производимой продукции и подать заявку на включение в состав научно-технического совета по своему направлению.
Безусловно, четкое описание закупаемых товаров позволяет эффективно вести работу на всех этапах закупочного процесса, начиная с планирования. При этом закупочная документация должна соответствовать прежде всего здравому смыслу. Это касается и содержания работ, и сроков выполнения, и не провоцировать демпинг в ходе торгов, считает вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Дыбова.
При этом заказчики вовсе не скрывают свои планы, поэтому не совсем понятно, откуда у регионального правительства появилась идея повысить открытость данных. По словам эксперт-практика Центра эффективных закупок Тендеры.ру Кирилла Кузнецова, оба закона, и 44-ФЗ, и 223-ФЗ предусматривают обязанности заказчиков готовить и размешать в ЕИС планы, и эти обязанности подавляющее большинство заказчиков выполняют. "Если говорить о 223-ФЗ, то глубина планирования по закону должна быть не менее года, а в части планирования закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств - 5-7 лет. Причем на деле эти планы заказчики откровенно вымучивают, так как, работая часто в конкурентном секторе, долгосрочные планы возможно формировать весьма общие, и они в течение года неоднократно корректируются. Потому эта информация едва ли поможет предпринимателям ориентироваться. Большинство опрошенных нами мелких и средних поставщиков указали, что в своей работе практически не используют планы заказчиков. А для крупных поставщиков, для которых такие планы в части значимых закупок и долгосрочных проектов действительно важны, имеющаяся информация представляется весьма общей", - говорит эксперт.
Идея потребовать от заказчика показывать планы в том виде, как они предусмотрены законодательством, да еще и на несколько лет, представляется в части практической полезности довольно дискутабельный, и однозначно – усложняющей работу заказчика очередными бессмысленными для последнего формальностями.
Читать первоисточник: Торг 94 (10.11.2017)