Депутаты Госдумы создадут рабочую группу по подготовке законодательных инициатив по госзаказу в сфере культуры. Такое решение было принято по итогам обсуждения в комитете Госдумы по культуре. Эксперты приветствуют это начинание и считают, что необходимо упростить работу не только учреждений культуры, но и всей социальной сферы.
По данным экспертов Госдумы, работа учреждений культуры с госзаказом осложняется теми же проблемами, что и для других видов профессиональной деятельности. Речь идет о низкой эффективности экспертизы поставленного товара или оказанной услуги; сложностях формирования и редактирования плана закупок на три года, которые готовят учреждения этой сферы, а также неизменность количественных критериев закупки у единственного поставщика.
Остро стоят проблемы ценообразования и возможности закупки у единственного поставщика в таких специфических сферах как сценические эффекты, лазерные проекции, имитация гроз, снежных бурь и прочих погодных условий на сцене и 3D-моделирование. В этой сфере сложно оценить эффективность закупки, а для оценки качества товара или услуги требуются специфические навыки, отметили эксперты. Чтобы улучшить ситуацию, участники круглого стола рекомендовали комитету по культуре создать профильную рабочую группу по совершенствованию законодательства о госзаказе в сфере культуры.
Структура контрагентов учреждений культуры кардинально отличается от других сфер госзаказа. К примеру, по данным за 2015 год, поставщиками театров по госзаказу выступили 7 321 организаций, ИН и физлиц. Но в отличие от других сфер, большая часть поставщиков (4 399) оказались индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, иностранными юридическими и физическими лицами. Это достаточно специфично для сферы госзакупок, в которой в основном работают российские компании. По числу заключенных контрактов пальма первенства также принадлежит ИП и физическими лицами. В 2015 году театры заключили 14 346 государственных контрактов. Из них 7 513 контрактов — с ИП, физическими лицами, иностранными юридическими и физическими лицами.
Сформулированные экспертами Госдумы проблемы можно отнести к любой отрасли, на которую распространяются правила контрактной системы. Однако специфика сферы культуры столь велика, что для неё уже сейчас в Законе "О контрактной системе" предусмотрен целый ряд исключений, которые отчасти позволяют упростить закупочную работу, рассказал T94 начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев.
Ранее вопросы специального регулирования поднимали в строительстве, фарме, экологических закупках и т.д. Из них наиболее глубокие проработки были в строительстве, вплоть до разработки проекта отдельного отраслевого закона («О строительном подряде для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц»), указывает руководитель аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" Георгий Сухадольский.
"Актуальность создаваемой рабочей группы в том, что нужно провести ревизию этих особенностей и, при выявлении необходимости, добавить новые. Всё же учреждения культуры едва ли можно отнести к госзаказчикам, расходующим крупнейшие суммы бюджетных средств, а потому по большому счёт для их закупок безусловно необходимо лишь одно ключевое требование - требование о прозрачности", - считает Казанцев.
На самом деле, по 44-ФЗ сложно работать всем, хотя в культуре его изъяны, наверное, проявляются наиболее остро, говорит директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. "Творческая интеллигенция всегда была совестью нации, будем надеяться, она сыграет свою роль и сейчас. Из-под действия 44-фз нужно выводить всю социальную сферу - и культуру, и образование, и здравоохранение. Никакого роста злоуопотреблений не будет, даже наоборот. Опыт 62 больницы г. Москвы показал, что она, работая по "мягкому" 223-ФЗ закупала лекарства в 4 раза дешевле, чем все остальные клиники, работающие по 44-ФЗ", - отмечает он. Составление плана не имеет особого смысла, тем более нельзя карать за его неисполнение – это возврат к плановой экономике, считает он.
Тяжеловесные процедурные требования контрактной системы и для учреждений культуры, и для иных схожих сфер можно существенно смягчить без заметных рисков для эффективности расходования бюджетных средств, уверен Казанцев. Расходы либо укладываются в смету, либо должны зависеть от "результата" (то есть посещаемости учреждения), а сложную систему контроля можно будет отменить, оставив только финансовый контроль, предлагает Ульянов.
Несколько московских театров, в которые Т94 обратился за комментарием о сложностях, с которыми они сталкиваются при закупках, не смогли ответить на запрос редакции.
Читать первоисточник: Торг 94 (17.11.2017)