• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 22 ноября 2017
    Два года импортозамещения ПО: опыт, проблемы и задачи

    В ноябре 2015 года принято постановление правительства РФ №1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ему предшествовал федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Эти документы определили практические меры, призванные обеспечить в России импортозамещение программного обеспечения, закупаемого государственными заказчиками.

    Меры эти, во-первых, были вынужденными: госзаказчики над импортозамещением ПО работать не хотели, да и сейчас не очень-то хотят – дело сложное и ответственное, закупать привычные импортные продукты им куда проще. Для примера: три четверти государственных ведомств в 2017 году не представили в намеченный срок планов перехода на отечественный офисный пакет, несмотря на распоряжение правительства сделать это.

    Во-вторых, закон и постановление правительства ввели не запрет на госзакупки импортного ПО, а мягкие ограничения – сравните их, например, с запретом продуктов «Лаборатории Касперского» для госорганизаций в США. Постановление правительства ввело новые правила игры, систематизировав госзакупки ПО, и ясно обозначило принцип «государственные деньги должны инвестироваться в отечественных разработчиков программных продуктов».

    Опыт

    За почти два года действия постановления № 1236 (оно вступило в силу с 2016 года) накоплен важный опыт, который следует проанализировать, чтобы понять, куда и как нам следует двигаться дальше.

    Начнём с положительных результатов. Один из них в том, что отечественные разработчики, небольшие в том числе, получили возможность претендовать на госзаказы. Немаловажно и то, что, войдя в реестр отечественного ПО со своими программными продуктами, компании получили возможность заявить о себе.

    О Центре компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ

    В мае 2016 года президент России Владимир Путин подписал поручение председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву в срок до 1 октября 2016 года обеспечить необходимую государственную поддержку созданию и работе Центра компетенций по импортозамещению в области ИКТ. Предложения о создании такого центра подготовило Минэкономразвития России, они были проработаны рабочей группой под руководством помощника президента Игоря Щёголева. Было определено, что центр компетенции должен стать самостоятельным органом, независимым ни от поставщиков, ни от заказчиков.

    Деятельность центра направлена на решение практических, методических и организационных вопросов, связанных с реализацией государственной политики по импортозамещению.

    Формально центр компетенциий существует с сентября 2016 года, к практической деятельности приступил год назад. Важно было правильно определить основное направление деятельности организации. Выполнить техническую работу, например, по анализу совместимости и взаимозаменяемости программных продуктов, центр не мог – такая задача под силу разве что всей индустрии ПО. Поэтому решено было сосредоточиться на методической поддержке российских компаний, участвующих в конкурсах на госзакупки, анализе конкурсной документации на госзакупке ПО, обжаловании госзакупок ПО, совершённых с нарушением постановления № 1236.

    Центр компетенций впервые успешно обжаловал такую закупку в мае 2017 года, после создания прецедента эта работа стала систематической.

    Также центр ведёт анализ госзакупок ПО и практики их регулирования – с тем, чтобы подготовить предложения по совершенствованию и развитию нормативно-правовых актов, обеспечивающих импортозамещение.

    Теперь о проблемах, которых не становится меньше.

    Госзаказчик в массе своей сохранил прежнюю, сложившуюся ещё в прошлом веке, психологию – ему очень хочется ничего не менять в привычной системе закупок ПО. Это желание, конечно, бывает обусловлено объективными причинами, но далеко не всегда. Продолжаются госзакупки даже тех программных продуктов, которым есть очевидная отечественная замена – например, антивирусов. Хотя и в минимальных объёмах (1,4% в 2017 году), но они закупаются за рубежом.

    Реестр отечественных программных продуктов как информационный сервис далёк от совершенства. Пользоваться им заказчику непросто: практически нет данных о продукте, включённом в реестр, отсутствует механизм сравнения продуктов. Даже просто поиск, и тот реализован плохо, неудобно.

    Продолжаются попытки обхода постановления № 1236. Госзаказчики стремятся правдами и неправдами купить привычный им импортный продукт вместо того, чтобы осваивать аналогичный отечественный. Арсенал средств для этого весьма обширен.

    Два года импортозамещения ПО: опыт, проблемы и задачи

    Как госзаказчики пытаются саботировать постановление правительства № 1236 (с) Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ

    Попытки эти, даже если их вовремя выявляют и пресекают, не влекут за собой ответственность должностных лиц, принимавших решения о, если говорить прямо, саботаже импортозамещения ПО. Это тоже представляет собой проблему.

    Перспективы

    Перечень указанных выше проблем диктует необходимость внести изменения в постановление № 1236, и центр компетенций работает над соответствующими рекомендациями.

    Прежде всего, предстоит усовершенствовать практику применения реестра отечественного ПО. Из неудобного справочника, из заградительного барьера, ограничивающего выбор (подчеркнём ещё раз: в России государственные закупки импортного ПО не запрещены) он должен стать удобным рабочим инструментом государственного заказчика программных продуктов.

    Опыт импортзамещения ПО, несмотря на все отмеченные проблемы, свидетельствует о пользе постановления № 1236 для софтверной отрасли и экономики страны в целом. Он также демонстрирует политическую волю к ослаблению технологической зависимости от импортных IT-продуктов. Этот опыт будет распространён на госзакупки не только софта, но и IT-оборудования.

    Читать первоисточник: D-RUSSIA.RU (17.11.2017)