Новая стратегия развития производства спецтехники в РФ может оказаться максимально протекционистской: ее проект готовят совместно Минпромторг и российские машиностроители. В документ закладываются цели почти полного вытеснения импорта, развитие российских производителей компонентов, усиление запрета на госзакупки иностранной техники, а также более строгие требования к зарубежным концернам, локализовавшим производство в РФ.
Концепция стратегии развития производства спецтехники (дорожно-строительной, коммунальной, лесной и т. д.) была представлена вчера на конференции Минпромторга и ассоциации «Росспецмаш». По словам помощника главы «Росспецмаша» Вячеслава Пронина, в течение нескольких недель концепция в виде документа будет отправлена ведомствам.
По концепции российский рынок спецтехники вырастет в полтора раза, до 289 млрд руб., к 2030 году, доля иностранных компонентов в себестоимости сократится с 35% до 10%, доля российских производителей на рынке вырастет с 38% до 70%. Экспорт увеличится с 11 млрд руб. в 2015 году до 61 млрд руб. в 2030 году, производство — втрое, до 263 млрд руб. Необходимое финансирование пока не просчитывалось, говорит господин Пронин. Сейчас отрасль получает субсидии на НИОКР, пилотные партии, а также льготные кредиты через ФРП.
Среди приоритетных задач обозначена, в частности, организация компонентной базы, есть идея распространить субсидию по пилотным партиям на производителей компонентов, рассказывает Вячеслав Пронин.
В рамках защиты рынка планируется повысить ввозные пошлины на те виды техники, по которым текущий уровень не максимален. Например, сейчас пошлины на автопогрузчики, асфальтоукладчики и асфальтосмесители — 0%, а разрешенная ставка ВТО — 5%. На трубоукладчики текущая ставка — 5%, максимальная — 7%. В очередной раз прозвучала и идея ввода утильсбора на полуприцепы (сейчас его нет) — 0,5 от базовой ставки для новой техники и 8 — для бывшей в употреблении.
По данным Минпромторга, в 2017 году производство дорожно-строительной техники выросло на 28%, до 32,5 млрд руб., импорт увеличился на 50%, до 126,7 млрд руб., экспорт — на 78%, до 5,1 млрд руб. Отгрузки на внутренний рынок спецтехники, по данным «Росспецмаша», выросли на 9%, до 72 млрд руб., экспорт — также на 9%, до 12 млрд руб.
Кроме того, Минпромторг и «Росспецмаш» представили идею изменения системы сертификации. Сегодня компании декларируют соответствие требованиям безопасности, говорит господин Пронин, но это не проверяется. Теперь предлагается сертификация, а по самоходной технике — механизм одобрения типа транспортного средства (по аналогии с автопромом), необходимо, чтобы одобрение действовало после утверждения Росстандартом. Еще один способ защиты рынка — запрет на приобретение импорта для госзакупок и закупок муниципалитетов. Сегодня он легко обходится через покупку в лизинг или через подрядчиков. Планируется внести изменения, чтобы в закупки не допускалась техника, не соответствующая 719-му постановлению. Из мер прямого стимулирования спроса предложено субсидирование скидок потребителям, а также льготное кредитование.
Представители 60 российских заводов на конференции поддержали документ. Источник “Ъ” рассказывает, что было и предложение дать рекомендации для стратегических документов смежных отраслей. При этом источник “Ъ” в одном из иностранных концернов замечает, что дорожные строители дают гарантию на работы, поэтому подрядчики выбирают импортную технику: «Российские машины не обеспечивают качество, покрытие служит недолго». Он говорит, что доля закупок спецтехники господрядчиками значительна, но ужесточение запрета госзакупок вряд ли будет стимулировать концерны к локализации производства при нынешних жестких требованиях. Источник “Ъ” рассуждает, что концепция совсем не учитывает интересы иностранных производителей, которые уже создали в РФ мощности, и считает нереальным достижение доли российских компонентов в 90% в целом по отрасли, хотя теоретически это возможно по отдельным сегментам.
Читать первоисточник: Коммерсант (06.02.2018)