Поклонники покупок за границей должны быть готовы к тому, что уже в этом году им придется платить за полученные посылки дополнительную пошлину или налог. С названием чиновники еще до конца не определились, но уже точно знают, что хотят получить с зарубежной торговли дополнительные 60 миллиардов рублей в бюджет. Эта сумма была заложена в проекте федерального бюджета на 2018 год, но исключена из документа до утверждения сумм и механизма сбора.
Что случилось?
Российские чиновники активно обсуждают введение пошлины на посылки из-за рубежа. Такие меры уже даже согласовали с другими странами ЕАЭС. Но каким образом реализовать сборы, чиновники еще так и не определились. Ведь с января 2017 года зарубежные онлайн-ритейлеры, широко представленные в Рунете, и так платят НДС с продаж, правда, на добровольной основе.
НДС с зарубежных товаров Глава государства Владимир Путин еще в конце 2016 года поручил кабинету министров ввести обложение посылок россиян из иностранных интернет-магазинов дополнительным налогом, в частности, НДС. Чиновники поручение выполнили, и такая норма предусмотрена Налоговым кодексом РФ уже целый год. Правда, уплата НДС по сути является добровольной, только в случае официальной работы сайта иностранной компании в российском сегменте интеренета. Для того чтобы платить НДС, онлайн-ритейлеры должны зарегистрироваться в РФ и уплачивать налог.
При этом большинство зарубежных покупок россияне делают в иностранных магазинах, которые в рунете не представвлены. И хотя, по словам чиновников и ФНС, собираемость налогов улучшилась, мимо бюджета ежегодно проходит порядка 60 млрд рублей. Поэтому пришло время переходить ко второй части плана: перекрыть «зеленый таможенный коридор» для импортных посылок. Российские бизнес-объединения давно просят Правительство РФ ускорить решение этого вопроса. И вот Минфин решил установить статус уполномоченного оператора, который и будет собирать НДС с посылок, полученных от компаний, не зарегистрированных в РФ. В проекте Положения «Об уполномоченном операторе по ввозу (вывозу) товаров для личного пользования, перемещаемых в рамках международной электронной торговли», который опубликован на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов к такому оператеру определен ряд серьезных требований:
- организация должна не менее 2 лет находится в реестре таможенных представителей;
- компания должна иметь опыт декларирования товаров для личного пользования;
- у организации должна быть информационная система, совместимая с ЕАИС таможенных органов, для передачи персональных данных клиентов и информации о посылках;
- кандидат в операторы должен предоставить обеспечение в размере 1,5 млн евро.
А если таможенный орган выявит факты недостоверного декларирования, в том числе ИНН и года рождения получателя посылок, организация утратит свой статус уполномоченного оператора. Пока под все вышеперечисленные требования подходит только Почта России, но не исключено, что на эту роль будут претендовать также и другие почтовые курьерские компании. Эксперимент должен начаться уже 15 мая, то есть до этой даты претендент должен быть выбран и утвержден.
Снижение порога беспошлинного ввоза товаров в Россию
По просьбам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которая состоит из магазинов «Связной», Ozon, re:Store, Lamoda, «М.Видео» и многих других крупных российских ритейлеров, порог беспошлинного ввоза товаров в Россию собираются снизить в пять раз. Такое снижение на пользу покупателям не пойдет, как может показаться на первый взгляд. Ведь речь идет о стоимости товаров, которые можно получить в посылке из-за границы с нулевой пошлиной. В настоящее время общая стоимость посылок в адрес одного человека не должна превышает 1 тысячу евро. Или же их суммарный вес не должен составлять 31 килограмм. За все, что свыше, необходимо заплатить государственную пошлину в размере 30% от стоимости отправления. Чиновники, с подачи российских интернет-торговцев, которые лоббируют свои интересы, готовы снизить беспошлинный порог до 500 евро уже в 2019 году, а с 2020 он должен составить всего 200 евро. При этом такой лимит будет действовать для всех стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), то есть действия являются согласованными и возможности получения посылок на других условиях через территории стран союза у россиян не будет. Таким образом, поступления в бюджет увеличатся (правда, вероятно, не надолго), а доходы российских онлайн-продавцов вырастут. Ведь россияне будут вынуждены покупать у них, а не у зарубежных конкурентов, где сейчас все обходится намного дешевле, даже с учетом доставки.
Глава общества защиты прав потребителей ОЗПП Михаил Аншаков сетует, что новые меры серьезно отразятся на кошельках россиян, которые покупают недорогие товары повседневного спроса. Как сказал общественник:
"Сейчас очень многие семьи, пытаясь сэкономить, делают совместные закупки, допустим, на сумму в $1000, которая позволяет приобретать товары по оптовой цене, и таким образом покупают одежду и обувь для семьи и игрушки для детей. Если ввести налог, они либо не будут покупать товары вовсе, либо будут использовать фирмы-посредники. Отдельные россияне вспомнили профессию «челнока» в такой ситуации"
. Глава общества защиты потребителей считает методы, к которым прибегает АКИТ, недобросовестной конкуренцией. Однако, поскольку в этом задействованы поступления в бюджет, вряд ли власти учтут интересы обычных граждан и передумают ужесточать условия зарубежных закупок.
Читать первоисточник: Петербургский правовой портал (13.02.2018)