• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 14 марта 2018
    Страховой тендер: насколько развит рынок страхования через госзакупки?

    Росгвардия объявила тендер на страхование жизни и здоровья сотрудников на три года. Цена вопроса – 6,15 млрд руб. С учетом большого количества застрахованных и длительности контракта сумма выглядит достаточно адекватной, говорят эксперты. По их словам, выбор страховщика на конкурентной основе уже давно и успешно практикуется в корпоративных закупках, нужно, чтобы этот подход получил распространение и в сфере госзаказа.

    Также по договору Росгвардии будут застрахованы граждане, призванные на военные сборы, уволенные со службы в течение одного года после ее окончания. Количество военных, которых планируется застраховать по этому договору, не раскрывается. Срок действия контракта - с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года.

    Закупка Росгвардии касается лишь обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих во исполнение федерального закона № 52-ФЗ. "Страхование в этом случае является обязанностью ведомства, но и в таком контексте стремление использовать всё тот же эффект конкуренции для выбора оптимального страховщика можно лишь приветствовать. Методика расчёта страховой премии утверждена для этого вида страхования приказом Минфина России № 63н, и с учётом колоссальной численности личного состава Росгвардии заявленная в ЕИС начальная цена кажется более чем умеренной", - считает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев.

    Указанные 6,15 млрд рублей для такого тендера – это немного, согласен гендиректор страховой компании "Спасские ворота" Евгений Потапов. "С учетом большого количества застрахованных и страховой премией на 3 года сумма достаточно адекватна. К примеру, контракт с Минобрроны на протяжении многих лет является убыточным", - добавляет он.

    Услуги страхования занимают большую часть госзаказа, ведь во многих случаях законодательство предписывает властям и госкомпаниям в обязательном порядке закупать страховые услуги по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Для работы со страхованием жизни и здоровья госслужащих нужна отдельная лицензия, которая есть не у всех страховщиков, объясняет Потатов. Однако этим услуги страхования не ограничиваются, ведь есть и страхование гражданской ответственности (например, МУПов и ГУПов - автоперевозчиков), добровольное медицинское страхование, КАСКО и ОСАГО для автотранспорта всевозможных госстуктур и бюджетных учреждений, страхование опасных производственных объектов в ГУПах и многое другое, перечисляет директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов.

    Ограничений или каких-то дополнительных условий закупки услуг страхования нет, но при закупке услуг по 44-ФЗ на страхование ценностей Госфонда драгоценных металлов, камней или музейных предметов должны применяться закрытые способы определения поставщика, указывает руководитель Комитета "Деловой России" по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний Сергей Фахретдинов. Обязательные страховые услуги, по его словам, могут закупаться различными способами: запрос котировок, электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.

    Для госзаказчиков (правительство, региональные власти, ведомства, муниципалитеты и т.д.) действует запрет на заключение договоров страхования стоимость больше 100 тыс. рублей без тендеров, говорит Потапов. Все тендеры проводятся в электронном виде. Те же правила действуют и для госкорпораций, при этом абсолютное большинство крупных компаний также проводят тендеры, но делают это непублично, добавляет эксперт.

    По словам Ульянова, большинство проблем в страховой части госзаказа связано с тем, что услуги страхования входят в аукционный перечень, т.е. их закупают только на аукционах. "Этот способ в принципе плохо применим к закупкам, он способствует либо написанию условий под конкретного поставщика (конкретную страховую компанию), либо демпингу, когда победитель идет на занижение тарифов, на что постоянно жалуются добросовестные страховые компании. В таком случае получить возмещение бывает весьма проблематично", - отмечает он. Многие заказчики пытаются регламентировать условия согласования тендеров и те не всегда соответствуют внутренним правилам страховых компаний, добавляет Потапов.

    Выбор на конкурентной основе страховщика уже давно и успешно практикуется в корпоративных закупках – и отрадно, если этот же подход получает своё распространение в сфере госзаказа, указывает Казанцев. Например, именно на конкурентных процедурах компании закупают для своих сотрудников услуги ДМС. Рынок страховых услуг в России представлен очень широко, поэтому закупки должны проводиться в открытой форме, где на конкурентной основе заказчики будут определять страховщика своих нужд, уверен Фахретдинов. По его словам, это позволит получить наилучшее предложение и сэкономить бюджетные средства.

    Читать первоисточник: Торг 94 (06.03.2018)