Минфин РФ определил требования к электронным торговым площадкам (ЭТП), работающим в соответствии с законом "О контрактной системе" (44-ФЗ), следует из проекта правительственного постановления, опубликованного на официальном портале проектов нормативных-правовых актов.
Согласно этому документу, на получение статуса ЭТП, удовлетворяющей этим требованиям и имеющей право организовывать закупки в соответствии с 44-ФЗ, могут претендовать только те площадки, которые в период с 1 января 2015 года по 11 мая 2018 года проводили закупки в соответствии с законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) и обеспечивали взаимодействие с Единой информационной системой (ЕИС) в области закупок. Причем объем таких закупок (извещения о них должны были размещаться в ЕИС) за этот период должен составлять не менее 1 трлн рублей.
До 1 января 2019 года ЭТП, претендующие на получение названного статуса, могут ограничиться уставным капиталом в размере 20 млн рублей и обеспечением исполнения обязательств оператора ЭТП в размере 250 млн рублей, из которых 50 млн рублей должны быть внесены на специальный счет Федерального казначейства. С начала 2019 года ЭТП должны увеличить эти показатели до соответственно 100 млн рублей и 500 млн рублей. Причем доля иностранных владельцев в уставном капитале такой ЭТП не должна превышать 25%.
Более того, операторы ЭТП должны будут раскрывать список аффилированных лиц, которые прямо или косвенно владеют более чем 1% акций (долей) оператора. Кроме того, операторы ЭТП обязаны будут раскрывать Минфину годовую финансовую отчетность.
Также в числе прочего в требования к операторам ЭТП по госзаказу включено положение, по которому они должны обеспечивать проведение на своих площадках не менее 5% закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства. С 1 июля текущего года, согласно новой редакции закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), закупки госкомпаний у МСП должны проводиться в соответствии с нормами 44-ФЗ на аккредитованных ЭТП. При невыполнении этого показателя ЭТП может потерять статус площадки, работающей по госзаказу.
Кроме того, в требования включено соблюдение значительного числа технических норм, соблюдение которых должно обеспечить надежность и бесперебойность работы ЭТП, а также безопасность обработки данных.
Все эти требования распространяются на ЭТП и специализированные ЭТП, которые имеют право проводить закупки в рамках Гособоронзаказа или закупки, информация о которых составляет государственную тайну. При этом к специализированным площадкам предъявляются дополнительные требования. В их числе наличие лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, лицензий на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, лицензий на техническую защиту конфиденциальной информации. Необходимо также соответствие ряду нормативных актов ФСБ РФ и ФСТЭК РФ.
Соответствующее обращение, заявку на получение статуса, ЭТП должны направить в Минфин РФ до 11 мая текущего года.
Как сообщалось, предыдущая версия требований предусматривала, что площадки, работающие по 44-ФЗ, должны обрабатывать не менее 10% опубликованных извещений (по объему) госзаказчиков (включая извещения о приватизации госимущества), госкомпаний и унитарных предприятий (речь идет о спецторгах для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые проводятся в соответствии с требованиями 44-ФЗ).
В настоящее время закупки в рамках 44-ФЗ могут организовывать шесть ЭТП. При этом пять из них были аккредитованы на проведение таких закупок в 2009 году. С ними (ЕЭТП, "РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ", "Электронные торговые системы" и ГУП "Агентство по госзаказу РТ") Минэкономразвития и ФАС России подписали трехсторонние соглашения, которые ежегодно продлеваются, - предполагалось, что с принятием 44-ФЗ в 2013 году начнет действовать новый механизм отбора ЭТП для проведения госзакупок. Однако этого до сих пор не произошло.
В 2017 году право организовывать закупки в рамках 44-ФЗ получил "Российский аукционный дом" (РАД).
В конце прошлого года были приняты масштабные поправки к закону "О контрактной системе", которые предусматривают перевод всех закупочных процедур госзаказчиков в электронный вид и их проведение на той или иной ЭТП. При этом вопросы определения операторов ЭТП, имеющих право организовывать закупочные процедуры по 44-ФЗ, как и требований к таким операторам, переданы на уровень правительства РФ.
В начале текущего года эксперты оценивали затраты ЭТП, не аккредитованных для работы в рамках 44-ФЗ, на доступ к сегменту госзакупок в 300 млн рублей.
"Площадкам, которые ранее не проходили отбор на доступ к организации госзакупок и, соответственно, к которым не предъявлялось каких-либо требований по организации закупок, сейчас функционируют по собственным правилам и критериям, - говорил тогда "Интерфаксу" источник, знакомый с оценками экспертов. - По грубой оценке, им потребуется не менее 300 млн рублей инвестиций для того, чтобы начать соответствовать тем требованиям, по которым работают аккредитованные по 44-ФЗ площадки".
По оценкам экспертов, для площадок, которые сейчас не работают с государственными закупками, практически все требования являются критичными. "Это и информационная безопасность, и отказоустойчивость, и требования по центрам обработки данных - все они для таких площадок являются тяжелыми и критичными", - отмечал источник.
Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ (05.04.2018)