Минфин готов лишить госкомпании возможности скрывать данные о закупках.
Минфин готов ликвидировать нормы закона о закупках госкомпаний, на которые Белому дому пришлось согласиться, чтобы преодолеть лобби госАО, возражавших против реформы сектора. Разработанный министерством проект поправок в ФЗ-223 ликвидирует возможность госкомпаний не раскрывать данные о закупках у взаимозависимых поставщиков и закупках для исполнения контрактов с иностранными контрагентами, предполагающих поставки товаров за пределы РФ.
Минфин опубликовал для обсуждения поправки в закон о закупках госкомпаний (ФЗ-223), касающиеся закупок госАО у взаимозависимых юрлиц. Де-факто документ призван закрыть лазейку, предоставленную госкомпаниям предыдущими поправками в ФЗ-223, принятыми в декабре 2017 года. Тогда в ФЗ-223 появилаcь норма о том, что госкомпании могут не раскрывать данные о закупках у взаимозависимых юрлиц, где им принадлежит доля свыше 25%. Это вызвало бурную критику депутатов, однако правительственный законопроект был принят в исходной редакции. Весной 2018 года депутаты от «Справедливой России» пытались провести через Госдуму проект, отменяющий спорную норму, но шансов на его принятие де-факто не было.
Теперь же снять проблему предлагает сам Минфин, курирующий вопросы госзакупок и закупок госкомпаний в Белом доме. Предложенное в законопроекте решение выглядит довольно изящным — ведомство предлагает оценивать взаимозависимость госкомпаний и их поставщиков не в понимании Налогового кодекса (по которому порог участия одного юрлица в другом определен как 25%), а по нормам самого ФЗ-223, где эта доля определена как 50%. Это делается «во избежание вывода закупок из сферы применения ФЗ-223»,— говорится в пояснительной записке к проекту Минфина. Де-факто 50-процентный порог участия госкомпаний в зависимых юрлицах вынудит к обязательному раскрытию данных о закупках как минимум одну сторону каждой такой сделки: о закупках у юрлиц с долей заказчика менее 50% будут сообщать сами заказчики, а при доле выше 50% — поставщики (по ФЗ-223 «дочки» госкомпаний обязаны это делать).
Судя по ссылкам на поручения, во исполнение которых разработаны поправки Минфина, обсуждение проблемы началось в Кремле практически сразу после принятия спорной нормы Госдумой и за десять дней до подписания ее президентом 31 декабря 2017 года. Законопроект Минфина разработан по поручениям президента Владимира Путина от 21 декабря 2017 года, первого вице-премьера Игоря Шувалова от 16 февраля 2018 года и вице-премьера Александра Хлопонина от 27 декабря и 18 января: вероятно, лазейка для госкомпаний закладывалась в проект, чтобы снять их сопротивление, и предполагалась к ликвидации с самого начала. До этого лобби госАО удавалось тормозить цифровизацию их закупок в Госдуме в течение полугода.
Проект Минфина закрывает и вторую лазейку для госкомпаний, вызывавшую возражения депутатов. Сейчас кроме закупок у взаимозависимых лиц из-под действия ФЗ-223 выведены закупки для исполнения договора, заключенного заказчиком с иностранным юридическим лицом, включая договоры о поставках товара за пределы РФ. «Во избежание необоснованного вывода из сферы применения ФЗ-223 закупок товаров, работ, услуг» Минфин предлагает обязать госкомпании раскрывать данные о закупках по внешнеторговым сделкам — закрытыми останутся только закупки госАО для исполнения иностранных договоров о работах или услугах.
Можно предположить, что прохождение и этого проекта через Госдуму будет крайне сложным. “Ъ” будет следить за развитием событий.
Читать первоисточник: Коммерсант.ру (28.06.2018)