Проект "За честные закупки" ОНФ представит на совещании в Минфине новый пакет замечаний к регламенту работы Единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка", говорится в сообщении ОНФ.
"До запуска системы ЕАТ осталось всего полтора месяца, а она не готова, - сказал депутат Госдумы Антон Гетта (координатор "За честные закупки"), слова которого приводятся в сообщении. - Мы передадим в Минфин все замечания, и если они не будут сняты, будем настаивать на пересмотре распоряжения правительства, определяющего порядок реализации пилотного проекта по созданию единого агрегатора торговли, с учетом "майского указа" 2018 года и задач по развитию МСП, стоящих в нём".
Всего ОНФ собрал 60 замечаний к регламенту работы "Березки". При этом отмечается, что они затрагивают не только технические аспекты работы ЕАТ, но и саму концепцию создания и функционирования такого агрегатора. В частности, в замечаниях говорится, что ЕАТ не учитывает отраслевую специфику, например, при закупке лекарственных средств. Также в системе не учитываются особенности подачи предложений на выполнение работ и на предоставление услуг.
"Практически все отмечают тот факт, что регламент предусматривает сложный процесс закупки, практически игнорирующий практику закупок "малого" объема, сложившуюся в рамках региональных электронных магазинов", - сказал руководитель Академии контрактных отношений Павел Лисин (эксперт "За честные закупки").
К концептуальным замечаниям эксперты ОНФ относят претензии к финансовой модели работы "Березки". Речь идет, в числе прочего, о требовании по внесению обеспечения исполнения контракта, о комиссионном сборе с поставщика.
"Это не предусмотрено ФЗ-44, это перекладывание бремени создания системы для малого бизнеса на сам малый бизнес, - заявил эксперт "За честные закупки" Валерий Алексеев. - В "майском указе" президента РФ есть задача по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП), но поддержка МСП не должна осуществляться за их же счет".
В свою очередь исполнительный директор Ассоциации электронных торговых площадок Илия Димитров заявил, что "Березка" является все еще "сырым" решением. "В ноябре система "Березка" станет обязательной, а на главные вопросы ответа до сих пор нет, - подчеркнул он. - Зачем внедряется новая система, если она не позволит участникам процесса экономить время и деньги? Чем она лучше существующих электронных площадок?".
Эти и другие замечания ОНФ планирует представить на рассмотрение Минфина в четверг.
Как сообщалось, правительство РФ приняло решение о создании ЕАТ в апреле текущего года. Согласно этому распоряжению, агрегатор должен с 1 июля функционировать в пилотном режиме (с этого момента госзаказчики смогут на добровольной основе использовать возможности агрегатора). С 1 ноября 2018 года использование ЕАТ при госзакупках малого объема (за исключением закупок, информация о которых содержит гостайну) станет обязательным для федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений.
Сам агрегатор был представлен "РТ - Проектные технологии" ("дочка" госкорпорации "Ростех") в начале июня, как и регламент работы с ним. В течение июня РТ-ПТ собирала предложения и замечания госзаказчиков и участников рынка госзакупок к положениям регламента работы "Березки". В результате компания скорректировала этот документ и продолжает работу над ним в настоящее время.
ОНФ планировал представить замечания к "Березке" в Минфин в августе. Но не успел - РТ-ПТ выпустила новую версию регламента, в котором были учтены некоторые замечания ОНФ и участников рынка. В частности, компания отказалась от "обязательного обеспечительного депозита при исполнении контракта".
Другое "финансовое" замечание - о взимании платы с победителя закупки - учтено не было и сохранилось в регламенте "Березки".
"Представляется дискриминационным для нас предложение о том, что ЕАТ в рамках пилотного проекта не будет взимать никакой комиссии, в то время как все электронные площадки комиссию взимают, - заявляли тогда "Интерфаксу" в компании. - По итогам пилотного проекта считаем, что правительством РФ будет определена плата за участие в закупочных сессиях и порядок ее взимания".
Стоит отметить, что, по мнению участников рынка закупок, именно малые закупки должны оставаться для участников бесплатными.
"В последнее время сложилась тенденция поддержки малого бизнеса, противоположная некоторым решениям ЕАТ, - подчеркнул В.Алексеев. - К примеру, электронные магазины в Москве и Московской области работают для предпринимателей на безвозмездной основе. А с 1 июля 2018 года вступила в силу норма об отмене обязательного обеспечения заявки по контрактам на сумму до 1 млн рублей".
В свою очередь Минфин и Федеральное казначейство ранее заявляли, что рассматривают "Березку" именно как пилотный проект, по результатам реализации которого будет определяться как формат электронизации закупок малого объема, так и финансовая модель для этого сегмента. При этом представители ведомств подчеркивали, что наилучшим вариантом представляется наличие конкуренции в области закупок малого объема. Так, например, директор департамента правительства Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев и заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе указывали на то, что в сегменте закупок малого объема должно работать несколько агрегаторов, а не один.
В то же время свои электронные магазины для проведения закупок малого объема или подобные электронные сервисы имеют ряд электронных торговых площадок (ЭТП), а также региональных органов власти.
Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ (26.09.2018)