Федеральные органы власти и их подведомственные организации должны с 1 ноября проводить закупку канцелярских товаров с использованием единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка", предназначенного для электронизации закупок малого объема (до 100 тыс. рублей или 400 тыс. рублей).
По данным госкорпорации "Ростех" (ее дочерняя компания "РТ - Проектные технологии" (РТ-ПТ) является разработчиком "Березки" - ИФ), которая накануне заявила о запуске ЕАТ, использование агрегатора для осуществления закупок малого объема станет обязательным для 7 тыс. госзаказчиков, подпадающих под действие правительственного распоряжения.
Стоит отметить, что днем ранее было опубликовано правительственное распоряжение, по которому с 1 ноября использование ЕАТ стало обязательным только в отношении закупок канцелярских товаров. При этом перевод на "Березку" закупок названными госзаказчиками других товаров был перенесен на 1 марта 2019 года.
"Принимая во внимание, что система затронет работу более 7 тыс. заказчиков, необходимо провести эксплуатацию единого агрегатора торговли под большой нагрузкой, - сказал заместитель гендиректора "Ростеха" Алексей Назаров, слова которого приводятся в сообщении госкорпорации. - По этой причине министерство финансов РФ по согласованию с "РТ-Проектные технологии", Федеральной антимонопольной службой России и Федеральным казначейством предложило с 1 ноября начать обязательные закупки с канцелярских товаров, а с 1 марта 2019 года - все остальные товары, работы, услуги. Соответствующее обращение в начале октября было направлено в правительство РФ, которое поддержало это предложение".
По данным "Ростеха", к настоящему времени на ЕАТ зарегистрировано около 5 тыс. заказчиков (из них 2,7 тыс. подпадают под действие правительственного распоряжения), аккредитовано около 1,1 тыс. поставщиков, которые разместили информацию почти 100 тыс. товаров.
На конец рабочего дня среды в реестре закупок ЕАТ содержалась информация о приблизительно 180 закупках. При этом большинство из них были проведены не на "Березке" (около 160). Непосредственно на агрегаторе было проведено всего 14 закупок. Причем в 12 из них участвовал только один поставщик и соответственно снижения цены не происходило.
Как сообщалось, в апреле текущего года правительство РФ приняло решение о создании Единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка". Согласно правительственному распоряжению, агрегатор должен был с 1 июля функционировать в пилотном режиме (с этого момента госзаказчики могли на добровольной основе использовать возможности агрегатора). С 1 ноября 2018 года использование ЕАТ при госзакупках малого объема (за исключением закупок, информация о которых содержит гостайну) должно было стать обязательным для федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений.
Сам агрегатор был представлен "РТ - Проектные технологии" в начале июня, как и регламент работы с ним. К последнему участники рынка представляли замечания и претензии. По данным разработчика, за время работы пилотного проекта ЕАТ поступило более 200 замечаний, из которых значительная часть носила технический характер.
Игроки рынка закупок, а также проект "За честные закупки" ОНФ критиковали ЕАТ, прежде всего за предложенную РТ-ПТ финансовую модель работы "Березки" - регламент работы ЕАТ предусматривает взимание платы с победителя закупки, тогда как сами электронные магазины ЭТП и аналогичные сервисы региональных органов власти работают на безвозмездной основе.
Более того, ОНФ фактически потребовал пересмотра концепции создания "Березки".
"Если замечания экспертов ОНФ по агрегатору "Березка" будут проигнорированы, мы сделаем все, чтобы его концепция была кардинально пересмотрена, а действие распоряжения правительства РФ №824-р отменено как несоответствующее и даже противоречащее "майскому указу" в части совершенствования закупок предприятий МСП", - говорил в октябре депутат Госдумы, куратор проекта "За честные закупки" ОНФ Антон Гетта.
По словам депутата, ОНФ направил министру финансов Антону Силуанову обращение с просьбой пересмотреть существующую концепцию ЕАТ "Березка" в том случае, если замечания экспертов ОНФ будут проигнорированы.
Одно из принципиальных замечаний ОНФ касается все той же финансовой модели работы агрегатора.
"Сама эта система с точки зрения финансовой модели до сих пор остается непонятной и абсолютно непрозрачной, - сказал А.Гетта. - Возникает вопрос: а нужна ли эта система вообще? Ее основа предполагает перекладывание финансового бремени создания системы для малого бизнеса на сам малый бизнес и не позволит участникам процесса экономить время и деньги. В то время как похожие бесплатные площадки для МСП уже давно функционируют".
По оценке ОНФ, на ЕАТ стоимость отдельных закупок обходится на 30% дороже, чем рыночная цена.
В свою очередь директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова в октябре заявляла "Интерфаксу", что Минфин РФ может весной 2019 года подготовить предложения по регулированию госзакупок малого объема.
"По итогам мониторинга пилотного проекта (им назван запуск "Березки" - ИФ) будем выходить с предложениями по внесению изменений в законодательство в случае, если такая необходимость будет выявлена", - говорила Т.Демидова.
В настоящее время, по словам Т.Демидовой, у Минфина нет какой либо позиции в отношении "Березки". "Пилотный проект только запущен, только начинается первый опыт его применения - обязательность его применения для федеральных заказчиков (при проведении закупок малого объема - ИФ) наступает только с ноября", - отмечала она.
Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ (01.11.2018)