Минэкономики и ФАС выступают за концентрацию торговли у операторов госзакупок
Минэкономики доработало проект закона «Об электронных торгах» — он предлагает продавать государственные и частные активы по общим правилам и только на восьми площадках, отобранных Минфином для госзакупок. Реформа продаж буксует в Белом доме с 2014 года, а предложения Минэкономики могут привести к ликвидации сложившегося за это время рынка продавцов банкротного имущества. Просьбу ФАС прекратить саморегулирование в этой сфере уже поддержал премьер Дмитрий Медведев — вопреки возражениям главного правового управления (ГПУ) президента и протестам самих продавцов.
Проект закона «Об электронных торгах» Минэкономики еще осенью направило в Белый дом с просьбой об отсрочке его официального внесения до 11 марта 2019 года. 7 февраля доработанный документ разослан на согласование ведомств и опубликован на портале regulation.gov.ru. Как пояснил “Ъ” заместитель главы Минэкономики Михаил Расстригин, проект все еще остается «предварительной версией» и будет доработан с учетом позиции рынка и ведомств.
Основная новелла проекта — масштабное расширение эксклюзивных функций восьми операторов госзакупок. Они уже проводят электронную приватизацию государственного и муниципального имущества и торгуют конфискатом. Минэкономики предлагает передать им и полтора десятка других обязательных торгов по передаче имущества (в том числе частного) и имущественных прав, в том числе это продажа арестованного, заложенного и банкротного имущества, прав аренды, природных ресурсов, непрофильных активов госкомпаний и т. д.
По оценке министерства, на едином сайте torgi.gov.ru объявляется менее половины выставляемых ежемесячно 100 тыс. лотов. Доступ к информации о них и контроль за торгами затруднен, единые требования установлены не везде — так, условия конкурсов на размещение наружной рекламы 20 тыс. муниципалитетов устанавливают сами и часто судятся с ФАС. Решить проблему Минэкономики предлагает введением ряда общих процедур с «сохранением отраслевых особенностей»: например, вопрос об обязательности электронных торгов и требования к участникам могут устанавливаться отраслевыми актами, а требования к деловой репутации участников торгов и наличию производственных, трудовых, финансовых и иных ресурсов предлагается запретить. Едиными должны стать и перечень оснований для отказа в допуске к торгам, и признания торгов несостоявшимися, и порядок подачи заявок и предложений по итоговой цене.
Унифицировать эти процедуры Минэкономики и ФАС не удается с 2014 года из-за специфики видов торгов, обилия регулирующих их нормативных актов, взаимных и межведомственных разногласий. Наиболее острая борьба, по данным “Ъ”, сейчас идет за рынок продаж имущества банкротов. В декабре Дмитрий Медведев поддержал просьбу главы ФАС Игоря Артемьева (копии документов есть у “Ъ”) о закреплении таких торгов за операторами госзакупок. Глава ФАС убедил премьера в необходимости исключить создание «карманных» площадок для разовых торгов, несмотря на возражения против «прекращения саморегулирования операторов» в этой сфере со стороны ГПУ, о которых прямо говорится в письме господина Артемьева. Руководители СРО операторов, по данным “Ъ”, сразу после публикации законопроекта обратились к Дмитрию Медведеву с протестом. Год назад они уже сообщали правительству, что проблема площадок-однодневок давно решена: банкротным имуществом торгуют 45 операторов—членов СРО, 37 из них давно на рынке и понесут серьезные убытки при потере бизнеса.
В ФАС заявили “Ъ”, что пока «рассматривают» законопроект Минэкономики. Председатель комитета по торгам «Деловой России» Андрей Степаненко (глава оператора госзакупок РАД) уже обнаружил в документе ряд противоречий: так, сроки подготовки продажи слишком коротки для привлечения покупателей, требование задатка в размере 50% завышено (на аукционах он не превышает 20%), а создавать комиссии для организации электронных продаж по аналогии с практикой очных торгов не имеет смысла. Возражения «Деловой России» вызывает и сама концепция проекта, говорит господин Степаненко, «универсальные площадки для госзакупок и более 15 сегментов продаж не могут создаваться на базе регулирования исключительно контрактной системы без закрепления в базовых единых требованиях к операторам всех отраслевых критериев». Но для этого «придется менять количественный и качественный состав требований, и тогда новый отбор площадок неминуем», заключил эксперт.
Читать первоисточник: Коммерсант (11.02.2019)