Пятничная пресс-конференция движения «За честные закупки», на которой планировался анонс будущего форума «Госзаказ», продемонстрировала: несмотря на накопленный груз жалоб на контрактную систему, в целом власти довольны результатом. Как сказал аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров, «добросовестным участникам стало сложнее работать, жуликам стало сложнее что-то стащить». По оценке СП, эффективность закупок с запуском контрактной системы резко выросла — хотя в последние годы и падает из-за усложнения системы и адаптации недобросовестных участников к новым реалиям. Даже конкуренция в госзаказе сохранилась на прежнем уровне и снижается только в закупках госкомпаний.
Собственно, это и стало главной новостью пресс-конференции в ТАСС: после нескольких лет споров о радикальных реформах и дележа полномочий все регуляторы наконец-то сошлись на том, что контрактную систему нужно не ломать и строить заново (как хотелось бы многим из них) — а только настраивать и развивать. Большинство предлагаемых доработок устраивает и Минфин, и ФАС, и Казначейство, и СП: необходимость упрощения планирования и процедур, развития нормирования, автоматизации расчета стартовых цен, перехода от сбора заявок на участие в закупке к простому согласию на выполнение заказанных работ, учета репутации при борьбе за дорогой госзаказ уже не вызывает споров. По словам главы профильного департамента Минфина Татьяны Демидовой, определен и будущий модус операнди: до конца весенней сессии Госдумы министерство рассчитывает свести в один законопроект все новации, на которые ведомства согласны,— а противоречия обсуждать отдельно.
Однако нежелание регуляторов госзаказа конфликтовать друг с другом делает работу над упрощением системы госзакупок — чего, собственно, и добивался Минфин, начиная ее обсуждение,— слишком осторожной. Например, споры вызывает вопрос о том, как устроить взаимодействие банков, блокирующих обеспечение заявок на спецсчетах, с IT-системой госзаказа. Казначейству и ФАС не нравится ни сама идея спецсчетов, ни то, как она реализована: ФАС регулярно приходится отменять результаты торгов из-за некорректной работы блокировки обеспечения, рассказал замглавы службы Михаил Евраев,— а банки не несут никакой ответственности за сбои; для защиты участников закупок в системе нужен клиринг. В Минфине же говорят, что жалоб на работу банков нет и клиринг не нужен. Но «мирные» намерения регуляторов госзаказа не предполагают вопроса о том, нельзя ли «снести» спорную норму в принципе. В частных разговорах чиновники вспоминают: спецсчета — «внешняя» идея, никто из регуляторов на ней не настаивал, но искать виноватых и ворошить былое никто не хочет, раз уж норма есть, придется как-то приспособиться. Насколько такой подход годится для упрощения чего бы то ни было, к сожалению, тоже никто не обсуждает.
Читать первоисточник: Коммерсант (25.03.2019)