• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 13 июня 2019
    ЕИС в сфере закупок не может быть использована как надежная основа для цифровизации закупок - СП РФ

    Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок не может быть использована как надежная основа для цифровизации закупок, - отмечается в отчете Счетной палаты "Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в РФ за 2018 год".

    "В настоящее время не в полной мере реализованы функции ЕИС, в том числе по переходу к осуществлению новых электронных процедур, имеются недостатки в функционировании ЕИС, связанные со значительным временем неработоспособности отдельных функций ЕИС в связи с проведением регламентных работ, размещением информации не в структурированной форме, отсутствием алгоритмов, позволяющих в автоматическом режиме выявлять и пресекать возможности отражения недостоверной информации", - говорится в отчете ведомства.

    К основным недостаткам ЕИС Счетная палата отнесла значительное время нефункциональности ЕИС. По данным СП общий срок неработоспособности отдельных функций за весь период работы ЕИС составил 4,6 тыс. часов (21% от общего периода работы системы). В том числе, в связи с регламентными работами. Так, в 2018 году на них пришлось 783 часа (18%), в 2017 году - 1,4 тыс. часов (16,1%).

    Еще одним "узким местом" в работе системы ведомство считает размещение информации в неструктурированном виде. "В настоящее время не обеспечено формирование и размещение в структурированной форме основных документов на каждом этапе цикла закупки (документация о закупке, обоснование НМЦК, проект государственного контракта, соглашение о расторжении/изменении контракта, первичные документы об исполнении государственного контракта и т.д.), - отмечается в материалах СП. - Размещение в ЕИС информации не в структурированной форме затрудняет ее использование при обосновании НМЦК, систематизацию в автоматическом режиме и проведение автоматизированного мониторинга, анализа и контроля, позволяющего выявлять и предупреждать нарушения в сфере закупок".

    Также СП обратила внимание на размещение в ЕИС недостоверной или противоречивой информации. "В ходе выборочного анализа закупок у единственных поставщиков, определенных актами президента РФ и правительства РФ, выявлены случаи несоответствия основания заключения контракта с единственным поставщиком, указанного в карточке контракта ЕИС, с графическими копиями контрактов, - говорится в отчете. - Указанные факты внесения отдельными заказчиками несоответствующих друг другу сведений об основаниях для заключения контрактов с единственными поставщиками приводят к искажению реальных стоимостных и количественных показателей контрактов".

    СП считает, что отсутствие в ЕИС алгоритмов, позволяющих в автоматическом режиме выявлять и пресекать отражение недостоверной информации, приводит к нерепрезентативности информации и риску значительного искажения статистических показателей работы системы, а также не позволяет проводить анализ на основе указанных данных. При этом Счетная палата отмечает, что законодательством о контрактной системе не предусмотрено осуществление органами контроля в полном объеме контроля за размещением достоверной информации в ЕИС.

    В части совершенствования ЕИС СП РФ предлагает обеспечить формирование ключевой информации в этой системе в структурированной форме, позволяющей в автоматическом режиме проводить ее обработку, анализ и контроль, внедрить алгоритмы, не позволяющие совершать действия, нарушающие законодательство о закупках, а также размещать недостоверную информацию в ЕИС, создать функционал, позволяющий осуществлять расчет начальных (максимальных) цен госконтрактов по результатам автоматизированного анализа информации о контрактах, исполненных в предыдущие периоды, и т.п.

    Как сообщалось, над рядом из названных задач Федеральное казначейство, являющееся оператором ЕИС, уже работает. Так, весной текущего года Казначейство заявило о планах автоматизировать процесс определения НМЦК в госзакупках.

    "Сейчас есть проблема с определением НМЦК в госзакупках - нет четких и обязательных правил формирования и обоснования цены, - говорила ранее глава управления по контролю в сфере контрактных отношений Казначейства Елена Беликова. - В этом году планируем решить эту задачу за счет введения четких и обязательных правил по определению НМЦК, исключения избыточных требований к обоснованию этих цен".

    При решении этой задачи Казначейство планирует провести агрегацию в структурированном виде цен на товары, работы, услуги из фактических сделок, зарегистрированных в ЕИС. Также планируется реализовать в ЕИС механизм запроса коммерческих предложений - то есть госзаказчики смогут запрашивать коммерческие предложения (и получать ответ по таким запросам) только через ЕИС.

    Для решения проблемы с простоем ЕИС в результате регламентных работ Казначейство планирует запустить в промышленную эксплуатацию "мини-версию" ЕИС.

    "Это уменьшенная, но полноценная (в части функционала) копия ЕИС, для обеспечения работы которой не требуется отдельный центр обработки данных, - говорили ранее "Интерфаксу" в Казначействе. - Ее планируется использовать в часы наименьшей нагрузки (в ночное время - ИФ) для проведения регламентных работ на "большой" ЕИС".

    По замыслу Федерального казначейства, это позволит сократить как время "простоя" ЕИС, так и повысить уровень доступности системы для пользователей.

    Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (13.06.2019)