• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 08 августа 2019
    ВС РФ дал господрядчикам-банкротам шанс на исключение из реестра неблагонадежных

    Верховный суд (ВС) РФ в среду отменил решения судов, признавших законным включение в реестр недобросовестных подрядчиков компании, которая всего лишь строго по закону отказалась от исполнения госконтракта, передал корреспондент "Интерфакса" из суда.

    В подобной ситуации оказалось ООО "Строительное управление-820" (СУ-820), которое, согласно данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", в равных долях принадлежит Юрию Букину и Игорю Стрижневу. Начиная с 2010 года СУ-820 исправно работало по госконтрактам, в основном дорожно-строительным, на суммы от десятков миллионов до 5 млрд рублей (данные системы "СПАРК-Маркетинг"). Последние доступные данные о финансовом состоянии компании - за 2015 год. Тогда ее выручка составила 1,46 млрд рублей, прибыль - 18,93 млн рублей. Годом ранее эти показатели находились на уровне 3,07 млрд рублей и 63 млн рублей соответственно.

    Но с началом в России в 2014 году экономического кризиса СУ-820 столкнулось с финансовыми проблемами, и в сентябре 2015 года ООО "Уфа-Строй" обратилось в суд с заявлением о банкротстве компании Букина и Стрижнева. В этот момент СУ-820 исполняло контракт на реконструкцию участка трассы М-5 "Урал", заключенный с подразделением Росавтодора - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал". Работы некоторое время велись, но в марте 2017 года компания была признана банкротом, а спустя три месяца собрание кредиторов проголосовало за прекращение ее деятельности.

    После этого конкурсный управляющий Юлия Мухамадеева заявила об отказе компании от исполнения госконтракта и попросила заказчика вернуть обеспечительный платеж в 369 млн рублей. Такое право исполнителям дает закон о несостоятельности в случае, если, например, продолжение исполнения сделки препятствует восстановлению платежеспособности.

    ОДИН КОНФЛИКТ - ДВА ВЫВОДА

    Далее последовали многочисленные суды. Сначала подразделение Росавтодора потребовало признать неправомерным отказ от контракта, но проиграло - суды в апреле 2018 года признали правоту СУ-820 и по его встречному иску взыскали с управления обеспечительный платеж. Но еще до этого госзаказчик в декабре 2017 года в одностороннем порядке сам отказался от контракта. После этого СУ-820 вместе со своими владельцами по решению Федеральной антимонопольной службы (ФАС) попало В "черный список" - реестр недобросовестных поставщиков.

    Это породило еще два разбирательства. Во-первых, СУ-820 обратилось с требованием отменить решение Росавтодора об одностороннем разрыве контракта. В первой инстанции компания проиграла, но в декабре 2018 года апелляция встала на ее сторону и признала это решение недействительным. Во-вторых, СУ-820 оспаривало решение ФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Но, несмотря на победу подрядчика в споре с Росавтодором, суды трех инстанций признали решение службы законным. Заказчик исполнил все требования по одностороннему отказу от госконтракту, сочли они.

    ЗАПРЕТ НА БИЗНЕС

    В своей жалобе в ВС РФ СУ-820 указывало на противоречивость позиции судов в этих смежных процессах. К моменту рассмотрения спора с ФАС имелось выступившее в силу решение суда, согласно которому у заказчика не было оснований для одностороннего отказа от контракта. В связи с этим и в рамках спора с ФАС суды не могли прийти к выводу о соблюдении заказчиком порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, и, следовательно, для включения СУ-820 в реестр недобросовестных поставщиков, следует из материалов дела.

    Этой позиции Мухамадеева придерживалась и на заседании в ВС РФ в среду. Поскольку односторонний отказ заказчика от госконтракта был признан недействительным, то и оснований для нахождения общества и его учредителей в реестре недобросовестных поставщиков нет, объясняла она.

    При этом она подчеркивала, что решение по этому спору для компании сейчас важнее, чем раньше. По ее словам, СУ-820 договорилась с кредиторами о заключении мирового соглашения по делу о банкротстве, суд на ноябрь назначил заседание по вопросу об его утверждении. "Последствия заключения мирового соглашения - это прекращение дела о банкротстве и переход общества к обычной хозяйственной деятельности", - говорила Мухамадеева.

    Представитель Стрижнева в свою очередь говорил, что включение его доверителя и Букина в "черный список" ФАС в качестве учредителей СУ-820 "препятствует их нормальной экономической деятельности". Однако развивать эту мысль он не стал.

    Для Букина и Стрижнева СУ-820 - не единственный бизнес, а потому попадание в "черный список" могло помешать их предпринимательской деятельности, так как заказчики вправе не выбирать на тендерах таких исполнителей. У Букина, например, есть 50% в ООО "Ресурс групп", которое закончило 2017 год с чистой прибылью 342,59 млн рублей. Одновременно он является гендиректором ООО "Трубный металлопрокат", принадлежащем миллиардеру Аркадию Ротенбергу.

    Представитель ФАС настаивала на законности решений и просила их не отменять. У службы на момент принятия решения не было сведений о надлежащем расторжении СУ-820 контракта, отмечала она.

    Но этот аргумент не сработал. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила решения нижестоящих судов, принятые в пользу ФАС, и отправила спор на новое рассмотрение.

    Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (07.08.2019)