1. С 2016 г. заказчики должны использовать при описании объекта закупки технические регламенты и ГОСТы. Речь идет о ГОСТах, которые устанавливают требования к объекту закупки. Однако в ряде ГОСТов объектом стандартизации выступает само описание объекта закупки: указывается, какие сведения должны быть отражены в техническом задании, как оно должно быть отформатировано и т. д. Такие ГОСТы приняты в отношении технических заданий на поставку высокотехнологичного медицинского оборудования. Первые из них были введены в действие с 2015 г., и с тех пор участниками контрактной системы накоплена обширная практика их применения (как и неприменения). Анализ данной практики вы найдете в статье Григория Александрова «Использование ГОСТов на технические задания при описании объекта закупки».
2. Заявки на участие в конкурсах и запросах предложений, проводимых по Закону № 44-ФЗ, оцениваются не только по цене, но и по нестоимостным критериям. Одним из таких критериев является квалификация участников закупки, которая выражается в т. ч. в наличии у них опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Но какой именно опыт участника считать сопоставимым по характеру и объему? Поискам оптимального ответа на этот вопрос посвящена статья Олега Гурина и Андрея Полянского «Оценка сопоставимого опыта участников закупки», которая написана в форме обзора судебной практики.
3. Если по результатам конкурса или аукциона начальная цена была снижена на 25 % и более, при заключении контракта применяются антидемпинговые меры: участник закупки должен предоставить увеличенное обеспечение исполнение контракта либо доказать свою добросовестность на дату подачи заявки. Доказательством добросовестности признаются сведения из реестра контрактов, подтверждающие исполнение участником трех контрактов в течение трех лет, предшествующих подаче заявки. Однако на практике у этих контрактов могут быть разные статусы — например, «Исполнение», «Исполнение прекращено», «Исполнение завершено». Верно ли полагать, что контракт, подтверждающий добросовестность участника, должен быть исключительно со статусом «Исполнение завершено»? На этот вопрос отвечает Дмитрий Блинцов в статье «О статусе контрактов, подтверждающих добросовестность участника закупки».
4. Из статьи Кирилла Чагина «Закупки у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ» вы узнаете, чем ограничена свобода усмотрения заказчика при установлении в положении о закупке перечня оснований для закупки у единственного поставщика и какими принципами нужно руководствоваться, чтобы исключить возможные претензии контрольных органов. Кроме того, в статье рассматривается правоприменительная практика по вопросу дробления закупок.
5. С 1 января 2019 г. при закупке работ по строительству и (или) реконструкции объектов капитального строительства заказчики должны составлять график выполнения строительно-монтажных работ и график оплаты выполненных работ по форме, предусмотренной приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр. Однако с 27 июня 2019 г. нормы ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которыми был принят этот приказ, претерпели существенные изменения. Чтобы выяснить, как это отразилось на правоприменительной практике, Олег Гурин подготовил «Обзор практики применения приказа Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр за период с июля по октябрь 2019 г.»
6. В конце номера, по устоявшейся традиции, опубликованы «Ответы на вопросы читателей и пользователей ЭИС ПРОГОСЗАКАЗ.РФ». В этот раз Лена Хачатурян отвечает на вопросы, возникающие при подготовке документации о закупке», проведении конкурентных закупок и исполнении контракта.