В рамках XIV Всероссийской конференции «Государственные и муниципальные закупки - 2019» начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства Елена Беликова рассказала о типичных нарушениях и недостатках в деятельности заказчиков, выявляемых при осуществлении контроля в сфере по части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подавляющий объем таких нарушений возникает при обосновании НМЦК и исполнении контрактов.
Говоря о первом блоке правонарушений, Елена Беликова подчеркнула, что основная проблема связана с формальным подходом заказчиков к определению НМЦК. Считается, что "опроса рынка" всегда достаточно для того, чтобы определить реальную рыночную цену, однако практика свидетельствует об обратном. Целесообразно, помимо коммерческих предложений, использовать все возможные источники информации о ценах на товары (прежде всего, реестр контрактов ЕИС), а при определении стоимости работы и услуг - пользоваться также затратным методом.
Распространенным нарушением при определении НМЦК посредством применения метода анализа рынка является несопоставимость коммерческих и финансовых условий поставки, неидентичность планируемых к закупке и закупаемых товаров (работ, услуг), осуществление запроса коммерческих предложений, у поставщиков, не осуществляющих виды деятельности в отношении планируемых к закупке товаров, работ, услуг.
«Часто мы видим нарушения, когда закупаются, например, услуги в сфере развития программного обеспечения. Однако запросы коммерческих предложений направляются организациям, которые осуществляют только, например, поставки оргтехники. В данном случае предложение по цене, полученное от такого поставщика не должно браться в расчет», - указала Елена Беликова.
Еще одно нарушение – округление НМЦК в сторону увеличения до доведенных лимитов бюджетных обязательств.
«Заказчик часто округляет рассчитанную НМЦК в сторону увеличения до размера лимита бюджетных обязательств. Хотела бы обратить внимание, что можно уменьшать рассчитанную НМЦК до бюджетных обязательств, увеличивать нельзя», - добавила представитель Федерального казначейства.
Второй блок нарушений связан с приемкой товаров, работ и услуг, которые не соответствуют условиям контракта, – поставка товаров, работ, услуг, отличных от того, что прописано в контракте (по видам, характеристикам, объему, стране происхождения, остаточному сроку годности и пр.).
«Необходимо отметить нарушения при приемке и оплате товаров, работ, услуг, которые вообще не предусмотрены условиями контракта. Другой вопиющий пример - оплата работ, фактически не проведенных. Например, документацией предусмотрена поставка и монтаж оборудования, произошла оплата, но работы по монтажу по факту, не произведены», - сообщила Елена Беликова.
В качестве основной причины возникновения проблематики обоснования НМЦК и приемки связаны отсутствием детальных правил.
Еще одной проблематикой является отсутствие самих цен.
«Мы ориентируемся на то, что формирование цен должно быть в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Для этого нам надо структурировать все данные. Прежде всего, если мы хотим иметь понимание по ценам, нам необходимо иметь структурированные сделки и контракты, а также каталог, который позволит сравнивать товары, работ и услуги между собой», - продолжила начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства. Завершая свое выступление, Елена Беликова отметила, что контрольная практика Казначейства России основана на риск-ориентированном подходе, когда при проведении проверок ведомство ориентируется на конкретные риски.
«Для этих целей в ЕИС был создан и в настоящее время пилотируется отдельный блок модуль «Риск-мониторинг», который позволяет формировать по ряду показателей рейтинги закупок, заказчиков, что является для нас первичной фактурой для планирования контрольных мероприятий и проведения проверок», - заключила Елена Беликова.
Читать первоисточник: Федеральное Казначейство (01.11.2019)