Регулирование электронных магазинов для госзакупок малого объема (до 300 тыс. рублей) может быть распределено по уровням власти. Такую поправку к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ) Минфин планирует включить во второй оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе круглого стола по совершенствованию законодательства о госзакупках, организованного Советом Федерации.
"Предлагаем не формализовывать электронные магазины и закупки с их помощью, - сказал Лавров. - Хотим предоставить право регламентировать такие закупки на каждом уровне. Закрепить за каждым уровнем (федеральный/регионарный/местный) право определять порядок осуществления малых закупок в электронной форме".
По словам Лаврова, в 44-ФЗ появятся новые нормы, наделяющие правительство, субъекты, местные администрации новыми полномочиями - устанавливать порядок проведения малых неконкурентных закупок в электронной форме.
Позицию Минфина по этому вопросу в целом поддерживает Федеральное казначейство. "Региональные электронные магазины должны продолжить свою работу, - добавила в свою очередь заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе. - Но необходим постепенный переход от электронных аукционов на закупки из каталога (Каталог товаров, работ, услуг Единой информационной системы в сфере закупок), закупки "с полки" с участием действующих электронных торговых площадок (ЭТП)".
В свою очередь Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, настаивает на регламентации работы электронных магазинов в рамках 44-ФЗ.
"Регламентация электронных магазинов должна строиться на основе 44-ФЗ - в закон необходимо внести нормы, обеспечивающие возможность мониторинга их работы, осуществления контроля, включая оперативное рассмотрение жалоб, - сказал начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов. - Мы подготовили и направили в Минфин соответствующий законопроект".
"Останавливаться на том, что все должно остаться как есть, без каких-либо базовых требований - странно", - добавил Лобов.
Свое видение автоматизации закупок малого объема в ходе круглого стола обозначили и электронные торговые площадки (ЭТП). Так, гендиректор ЭТП "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин отметил, что многие площадки активно развивают свои электронные магазины, с которыми работают и госзаказчики, и госкомпании, и коммерческие заказчики. То есть, ЭТП имеют соответствующие наработки, том в числе, в части каталогизации товаров, работ, услуг.
"Предлагаем определить операторов ЭТП в качестве операторов электронных магазинов для госзакупок, установить три основных способа закупок для электронных магазинов, предусмотреть централизацию сбора информации о малых закупках", - сказал Сытин.
По его словам, в настоящее время посредством электронных магазинов ЭТП госзаказчики осуществляют закупки на 8 млрд рублей в месяц.
Ранее регуляторы неоднократно заявляли о необходимости регламентировать закупки малого объема и работу электронных магазинов, через которые они осуществляются.
"Вопрос автоматизации закупок малого объема мы считаем актуальным и требующим решения, - говорила ранее "Интерфаксу" руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова. - Эта тема давно обсуждается и мы подошли к черте, когда уже можно принимать решения, но дискуссия по этой теме будет непростой".
Сложность этой темы Демидова объясняла тем, что у каждого регулятора есть свое видение, как необходимо решать эту задачу, как выстраивать алгоритм проведения таких закупок, как должны действовать в этой сфере участники. Тогда же она отмечала, что модель работы электронных магазинов должна будет удовлетворять регионы, многие из которых уже реализовали и активно используют для автоматизации закупок малого объема собственные электронные магазины.
В свою очередь заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев заявлял о том, что в этой сфере ведомство предлагает реализовать два механизма. Один - осуществление закупок малого объема (до 300 тыс. рублей) по торговой марке, другой - для закупок объемом до 20 млн рублей - по группе товаров из Каталога ЕИС в сфере закупок.
Федеральное казначейство, в свою очередь, озвучивало планы реализовать в ЕИС новую процедуру - закупки из каталога - в 2020-2022 годах.
Стоит отметить, что темой регламентации закупок малого объема занимаются не только регуляторы, но и законодатели. Так в октябре Совет Федерации заявил, что подготовил свой законопроект по регулированию закупок малого объем и готов внести его в Госдуму при отсутствии соответствующих норм в правительственном законопроекте по оптимизации закупочного законодательства.
"Подготовили такой законопроект и готовы его внести, если Минфин не сможет включить соответствующие нормы во второй оптимизационный пакет поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ)", - говорил председатель комитета СФ РФ по бюджету и финансовым рынка Николай Журавлев.
"При регулировании важно сохранить гибкий механизм для выбора заказчиками магазинов, электронных торговых площадок (ЭТП) и других подобных сервисов", - подчеркнул Журавлев в ходе парламентских слушаний по совершенствованию закупочного законодательства.
Тогда же представители ЭТП для госзакупок предложили определить их площадки в качестве операторов электронных магазинов для госзакупок малого объема. С такой инициативой выступил глава ЭТП "РТС-тендер" Владимир Лишенков. Он отмечал, что площадки инвестировали значительные средства в развитие закупочных сервисов (такие инвестиции самой "РТС-тендер" он оценил в 1 млрд рублей - ИФ), включая электронные магазины, которые сегодня использует значительная часть субъектов РФ.
Ранее три из восьми ЭТП для госзакупок ("РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ", "ТЭК-Торг") направили регуляторам официальное письмо с предложением не монополизировать сегмент закупок малого объема и предоставить всем площадкам равные права для работы в этом сегменте.
В настоящее время в сегменте госзакупок для автоматизации закупок малого объема используются так называемые электронные магазины электронных торговых площадок (работают по принципу каталога предложений поставщиков или интернет-магазинов), аналогичные сервисы субъектов РФ (например, "Портал поставщиков" Москвы), а также ЕАТ "Березка" (с апреля текущего года его использование стало обязательным для федеральных госзаказчиков).
Эксперты оценивают общий объем госзакупок малого объема приблизительно в 1 трлн рублей.
Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (02.12.2019)