Республика станет пилотным регионом для апробации изменений, которые в следующем году внесут в 44-ФЗ.
Итогом всероссийского форума, посвященного госзакупкам, стал тезис: «Задачи есть, и решить их можно через межрегиональное взаимодействие, модернизацию закона о закупках, а также при помощи Татарстана, который должен будет выступить в качестве пилотного региона для новшеств».
Госзакупки позволяют эффективнее использовать бюджетные средства
На правах принимающей стороны президент Татарстана Рустам Минниханов отметил, что подобные форумы предоставляют хорошую возможность для нахождения ответа на актуальные вопросы, обмена успешными практиками между регионами.
- В Республике Татарстан вопросу эффективности государственных и муниципальных закупок уделяется особое внимание. У нас осуществляется наибольший объем госзакупок среди регионов ПФО. Выстроена эффективная система планирования, исполнения и контроля за государственными и муниципальными закупками. Работает региональная информационная система в сфере закупок, электронный магазин. Для более оперативной работы введена система электронного документооборота, в которой зарегистрировано свыше 6 000 организаций. В Татарстане работает и федеральная электронная торговая площадка, в ее рамках действует биржевая площадка, позволяющая проводить закупки в короткие сроки на конкурсной основе, - заявил президент Татарстана.
Еще одной эффективной мерой в сфере закупок, по мнению Минниханова, является оперативная экспертиза, проводимая финансовыми органами. Она позволяет исключить ситуацию, когда закупщик анонсирует заявку, но не может заплатить за нее поставщику. Самыми популярными товарами и услугами, приобретаемыми с помощью госзакупок, являются оргтехника, бумага, транспорт, топливо, страховые услуги, мобильная связь, продукты питания, спецодежда и ряд других. Как отмечает президент, благодаря «совместным закупкам» удается повысить эффективность использования бюджетных средств, а также качество товара.
Со слов помощника полпреда президента России в ПФО Екатерины Карутиной, главная задача нынешней экономики - диверсификация и развитие конкуренции. Достичь обоих целей возможно через прозрачные тендеры и аукционы. Кроме того, эта практика позволяет повысить спрос на отечественные товары, то есть сфокусироваться на импортозамещении, что особенно актуально на сегодняшний день.
Татарстан впереди планеты всей. Снова
Замруководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе заявила, что 2020 год будет очень насыщен для сферы закупок - планируется изменение 44-ФЗ (именно этот закон регламентирует проведение закупок. - Ред.). В обязанности казначейства входит контроль совершения сделок - суммы и оплаты, а также поставок. Специалисты следят за тем, чтобы стоимость закупки не превышала допустимый максимум, была вовремя оплачена, а товар поставлен. Помимо этого казначейство работает над интернет-площадкой, объединяющей более 700 000 поставщиков и закупщиков.
На 30 октября 2019 года через систему ЕАИС прошло более 4,3 миллиона контрактов на сумму свыше 20 млрд рублей. При этом половина из закупщиков - регионы страны. Ежедневно на площадке обрабатывается около 300 миллионов транзакций в сутки. Эта цифра в восемь раз больше, чем количество запросов к российской Википедии. Катамадзе отмечает, что треть закупок, заключенных по 44-ФЗ, проведены не на конкурентной основе, и это только те, которые превышают полмиллиарда рублей. По закупкам на 223-ФЗ ситуация ещё более удручающая - более 70%.
Возможно, это происходит из-за несовершенства законодательства. Нивелировать огрехи будут с помощью «осеннего пакета поправок». Как поясняет Катамадзе, он представляет из себя четыре блока работ: «Упрощение работы и ускорение процедуры закупок», «Блок аналитики. Повышение качества и полноты сведений, а также вопрос повышения безопасности платежей. Электронное активирование», «Упрощение работы с поставщиками и увеличение их количества», а также «Контроль ценообразования и контроль за исполнением контрактов».
- Первый и абсолютный тренд, позиция всех регуляторов - оптимизация и сокращение количества процедур. Мы склоняемся к тому, чтобы разгрузить сферу закупок, заказчиков, поставщиков, - уточняет Катамадзе.
Еще один вопрос, который необходимо решать, - переход от аукциона к закупке в электронном магазине. Он позволит минимизировать возможность сговора.
- Для этого потребуется жесткое регулирование. Это должно быть прописано в 44-ФЗ. Есть региональные магазины, рассчитанные на закупки до 300 тысяч. Но полный переход - надо говорить о большой электронной площадке, - предлагает замруководителя Федерального казначейства. Кроме того, это позволит повысить конкуренцию не только внутри региона, но и между субъектами.
Катамадзе не отрицает, что опыт Татарстана с электронным документооборотом и тотальной диджитализацией будет более чем релевантен для решения задач. А вот тот факт, что Татарстан поддержит эту инициативу, вопросов не вызывает - республика является давним партнером внедрения новшеств.
Татарстан - одна из ключевых площадок для пилотирования различных федеральных инициатив, в том числе в рамках автоматизации всех этих процессов. Во-вторых, в регионе действует уполномоченный орган, соответственно, большой объем закупок, в том числе различных социально значимых. Контроль и прозрачность закупочной деятельности - один из приоритетов руководства республики, - отмечает Анна Катамадзе.
ФАС уполномочена заявить
Пока до модернизации далеко, ФАС России в лице замначальника управления контроля размещения госзаказа Дины Тукай констатирует, что среди самых популярных ошибок, совершаемых заказчиками, - неправомерные требования к поставщикам, излишнее уточнение для поставляемого товара или услуги, ошибки, связанные с формированием документации на закупку, а также нарушения при исполнении контракта.
- ФАС слышит доводы заказчиков, участников и должна принять соломоново решение. Присутствие на таких мероприятиях дает понимание количества и сложности возникающих вопросов. Чтобы в итоге соблюсти закон и получить качественный товар, - сказала Тукай.
В пример она приводит следующие случаи, увы, без упоминания регионов. В некоторых услуги по дератизации или дезинфекции помещения проводят на конкурсной основе вместо аукциона. То есть выбирают поставщика, а не более низкую стоимость услуги.
Или гиперболизируют требования к поставщику. Например, при необходимости ремонта всего двух кабинетов общего пользования к поставщику предъявляются требования, как если бы он ремонтировал все кабинеты, в том числе вход в которые осуществляется по строгому допуску.
Еще один случай - заказчик указывает настолько конкретные требования, что по ним может пройти лишь один поставщик, когда при небольшом послаблении можно достичь схожих результатов, не теряя в качестве.
В республике тоже есть сложности
После того как все слова были сказаны, началась традиционная сессия вопросов и ответов. Оказалось, что у республиканского Минцифры есть сложность. Ведомство планирует работать по системе Agile. Она позволяет проводить работу не просто поэтапно, а еще и на каждом из них понимать, как сделать «быстрее, лучше, дешевле».
Как позднее объяснила журналисту KazanFirst Дмитрию Зайцеву начальник отдела государственного заказа министерства Алла Галимуллина, работа, которую готовится вести Минцифры, подразумевает определенную аналитику, ей будут заниматься специалисты не из ведомства. И их оплата за работу должна проходить через госзакупку. Для того, чтобы проблема, с которой столкнулось ведомство, стала более понятной, объясняем человеческим языком.
44-й Федеральный закон диктует следующее правило: Вначале ты планируешь, что будешь делать, - рассчитываешь - анонсируешь госзакупку - проводишь контракт - оплачиваешь работу - получаешь результат. Вроде бы на первый взгляд все хорошо. Однако, как обычно, есть одно и очень весомое но. Так, если за время работы методика изменится или появятся новые технологии, упрощающие процесс, то, как пел Киркоров, ничего уже не вернуть.
Минцифра планирует работать по следующему алгоритму: поставили задачу - поняли, как её решить, - сделали первый этап - поняли, как быстрее/проще/дешевле достичь следующего этапа - сделали его лучше - пошли дальше. И так до конечного результата.
Данная работа приведет не просто к значительному уменьшению стоимости, но и к тому, что в конечном итоге получится современный и отвечающий запросам продукт, а не история, когда в 1990 году заказали современный компьютер, а привезли его вам только в 2000-м.
В качестве эксперта по этому вопросу выступила Катамадзе. Она посоветовала проводить госзакупку по каждому отдельному этапу и по итогам каждого ставить новую задачу и заново проводить закупку. Да, дольше, но точно эффективнее как с точки зрения технологий, так и использования бюджетных средств.
Читать первоисточник: KAZANFIRST (05.12.2019)