Поддержка российской продукции при госзакупках может ограничиться повышением порога ценовой преференции с 15% до 20%. Как рассказала на Гайдаровском форуме директор профильного департамента Минфина Татьяна Демидова, значения пока предварительные, окончательное решение регуляторы должны представить в январе-феврале. Впрочем, возможное изменение параметров льготного режима в дискуссии о мерах протекционизма выглядит как максимальная уступка ведомства — ранее Минфин не поддержал инициативы оборонного лобби и Минпромторга по введению обязательной доли закупок российской продукции.
Порог ценовой преференции для российских производителей при госзакупках может вырасти с 15% до 20% — окончательного решения по его повышению пока нет, но регуляторы представят свои предложения уже в январе-феврале, сообщила на Гайдаровском форуме глава департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова. Напомним, что ценовые преференции действуют при закупках товаров из формируемого Минэкономики перечня и предполагают «снижение» цены российских товаров при оценке ценовых предложений на 15%. При этом контракт заключается по цене поставщика, что вынуждает иностранных поставщиков либо сильнее снижать цены, либо проигрывать торги. Сам перечень товаров содержит около 90 позиций, при этом объединять в один лот преференциальную и прочую продукцию запрещено.
Он «может быть рассмотрен, но должны быть сделаны соответствующие расчеты, потому что рынки разные — где-то и 15% достаточно, а в каких-то отраслях это должно быть 30%. Скорее всего, надо выходить на двухставочное применение преференций — в обычном и повышенном размерах»,— отметил господин Евраев, приведя в пример радиоэлектронную промышленность, где в 2019 году уже была введена 30-процентная преференция для закупок госкомпаний. Отметим, что ФАС выступает за расширение применения ценовой преференции на всю отечественную продукцию.
Впрочем, ранее Минфин не поддержал инициативу ФАС по отказу от ограниченного перечня товаров, для которых введены преференции, пояснив, что экономика РФ к этому не готова и администрировать преференциальный режим станет сложнее. «Не весь спектр необходимых товаров и услуг производятся в стране. А когда мы все это смешиваем, возникает возможность заказчика… соединить в объект закупки то, что предоставляется только иностранными компаниями, и добавить чуть-чуть российского, избежав необходимости предоставления преференций»,— поясняла ранее госпожа Демидова.
Национальные производители добиваются расширения господдержки при госзакупках, ссылаясь на поручение президента Владимира Путина — ранее он требовал увеличить долю российской продукции в объеме заказов по нацпроектам и расширить к ним доступ предприятий оборонно-промышленного комплекса (от них президент ждет диверсификации производства за счет выпуска гражданской продукции). Сама дискуссия о возможной степени протекционизма продолжается в течение последнего года, при этом аппетиты протекционистов растут — в числе возможных решений военно-промышленное лобби предлагало ввести в госзаказ обязательные квоты сначала для ОПК, а затем уже и для всех российских предприятий.
Против квотирования ранее выступили и. о. вице-премьера Дмитрий Козак и замглавы Минфина Алексей Лавров — оба настаивали на расширении применения ограничивающих доступ иностранцев к закупкам ценовых преференций и принципа «третий лишний». На этом фоне возможное решение в виде изменения параметров лишь одного из инструментов выглядит логичным сопротивлением Минфина появлению в законе избыточных требований — и как максимальная уступка ведомства по предоставлению льгот для гражданской продукции. Гособоронзаказ, впрочем, регулируется отдельным законом — и для него режимы поддержки российских производителей обсуждаются отдельно.
Читать первоисточник: Коммерсант (17.01.2020)