• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 05 февраля 2020
    Картели уходят в цифровое подполье

    В Федеральной антимонопольной службе рассказали о новых средствах борьбы со сговорами на торгах.

    Статс-секретарь заместителя руководителя ФАС России Андрей Цариковский и начальник Управления по борьбе с картелями антимонопольного ведомства Андрей Тенишев рассказали о стремительной адаптации рынка закупок к новым экономическим и юридическим условиям.

    Время классических картелей подходит к концу, им на смену идут новые виды сговоров на торгах. Картелизацию экономики никто не отменял, она, как диалектика Маркса, неубиваемо следует за системой закупок, подстраиваясь под ее формы и меняя конфигурацию. Сегодня сговоры смещаются в область ценообразования. Все чаще ФАС обнаруживает картели, связанные с тарифами на энергоносители. Это сложнее, чем стандартный «договорнячок» в офисе.

    – С недавних пор мы активно начали заниматься картелями на закупках компаний, которые подлежат тарифному регулированию, – рассказал «Цифровым Закупкам» Андрей Тенишев. – Они закупают, как правило, через торги, и если это сговор, то покупается дорогой уголь или мазут. Затем все это закладывается в тариф, и пострадавшей стороной оказывается потребитель. ФАС уже возбудил более 20 таких дел. Это особенная тенденция в области антиконкурентных соглашений, которую, по всей вероятности, в скором времени нам придется выводить в виде отдельной диаграммы.

    На общем фоне картелизации закупок в области фармацевтики и строительства доля таких антиконкурентных соглашений растет.

    – Цель любого картеля на торгах – не снижать цену и при максимально возможной цене нечестно получить государственный контракт, – объясняет Андрей Тенишев.

    По его словам, это подтверждается «замерами» постфактум в регионах, где были масштабные картельные дела. Экономия бюджетных средств заметно возрастала.

    В связи со стремительной цифровизацией всех закупочных процедур ФАС неизбежно сталкивается с проблемой «трактовки» персональных данных в своей работе. Для проверки участников закупок контролирующим органам потребуется ряд особых доступов, особенно если речь идет не о корпоративных информационных системах и компьютерах, а о персональных устройствах связи. Ведь осуществлять разного рода маневры на торгах можно не только с использованием офисной электроники, но и личного мобильного телефона. Сегодня, прикрываясь персональными данными, субъекты закупочной деятельности могут осуществлять действия, попадающие под подозрение как антиконкурентные. Соответствующие изменения подготовлены в законопроекте ФАС, который вызвал неоднозначную реакцию у экспертного сообщества. Многие недовольны ужесточением контроля и требуют защиты персональных данных.

    Тем не менее, по словам Андрея Цариковского, так называемый «пятый антимонопольный пакет» ФАС по цифровому регулированию уже давно запаздывает, и это несет тяжелые последствия для экономики, поскольку участники рынка адаптируются к новым условиям гораздо быстрее. Через электронные торговые площадки на сегодняшний день распределяется практически треть ВВП. Это требует адекватных инструментов влияния на ситуацию от контролирующих органов.

    Вокруг законопроекта ФАС о цифровом регулировании возникает масса неправдоподобных мифов, говорит Андрей Тенишев. Один из них, что ФАС хочет стать силовым органом и получить право на проведение ОРМ.

    – Не хотим мы получить такие права! Мы хотим иметь возможность получить результаты оперативно-розыскной деятельности от правоохранительных органов, если речь идет об уголовно-наказуемом картеле. Причем в законодательно установленном порядке, после того как эти материалы официально рассекретятся, – объясняет Тенишев. – Парадокс, но силовики после того, как материалы рассекречены, вправе хоть на забор их вывесить, хоть в газете опубликовать. Но в силу закона они не вправе их передать нам, чтобы мы использовали их как доказательства в расследованиях по картельным делам. Это абсурдная ситуация.

    Также ФАС добивается права осуществлять выемку доказательств в делах о картелях. В кодексе об административных правонарушениях зафиксировано около ста контролирующих органов, имеющих право выемки улик и документов по административным делам.

    Тенишев привел свежий пример из громкого антикартельного расследования с крупными суммами вокруг фармацевтических закупок в Дагестане.

    – Мы приезжаем в фармкомпанию, проводим осмотр. У них в коробочке лежат: электронная цифровая подпись Минздрава, ЭЦП всех конкурентов и ЭЦП Федерального казначейства! То есть они разместили госзаказ, имитировали конкурентные торги, выиграли госзаказ и сами себе его оплатили. Безотходное производство! Если бы мы пришли к ним без ФСБ, то остались бы просто наблюдателями, так как права изъять улики у нас нет.

    По словам Тенишева, прецеденты с явной противоправной деятельностью на торгах, когда требуется срочное изъятие доказательств, возникают регулярно с интенсивностью порядка 5 случаев на 70 проверок. На фоне пяти миллионов проверок, которые проводят все контролирующие органы государства, это не так уж много.

    В лице проекта ОНФ «За честные закупки» мы нашли серьезного гражданского соратника. У них серьезные наработки в области идентификации сговоров на торгах. Активисты проекта два раза в год проходят обучение в нашем учебном центре, получая актуальные сведения, чтобы потом работать в качестве добровольных агентов ФАС. Благодаря их активной гражданской позиции уже выявлены сотни нарушений, возбуждены десятки дел с многомиллионными штрафами.

    «Нашу совместную деятельность с ОНФ отличает острая социальная специфика. Это расследования, связанные с социально значимыми поставками: питание для школ, больниц, закупки в строительной индустрии, связанные со строительством фельдшерско-акушерских пунктов и других социальных объектов, – говорит Андрей Тенишев. В 2020 году совместно с ОНФ антимонопольщики будут контролировать закупки в створе нацпроектов.

    В целом, по данным ФАС, следует ожидать роста правонарушений антимонопольного законодательства именно в области нацпроектов. Просто в силу того, что именно туда направляется основной поток бюджетных средств. А нарушители идут на запах денег.

    Читать первоисточник: Цифровые закупки