• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 10 февраля 2020
    Минфин не поддержал предложения Минпромторга по переходу госкомпаний на российскую радиоэлектронику

    Минфин РФ не поддержал предложения Минпромторга РФ по правительственным директивам крупнейшим госкомпаниям о закупках российской радиоэлектроники и ее использовании в своей деятельности, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.

    По словам источника, проект правительственных директив предусматривает проведение ежеквартальных стресс-тестов (оценка валютных и санкционных рисков при использовании импортной радиоэлектроники, их ранжирование). На основании стресс-тестов госкомпании должны будут скорректировать свои закупки радиоэлектронной продукции - в части замещения импортной техники.

    При этом курировать вопросы анализа этих рисков и подготовки мероприятий по импортозамещению соответствующей продукции должен будет один из заместителей руководителя той или иной госкомпании. Причем соответствующие отчеты об импортозамещении радиоэлектроники ежеквартально предлагается направлять как членам советов директоров компаний, так и в Минпромторг.

    Еще одно из положений проекта директив предусматривает создание в госкомпаниях рабочих групп по планированию импортозамещения радиоэлектронной продукции с обязательным включением в них представителей российских компаний-производителей такой техники.

    Проект директив подготовлен во исполнение правительственного поручения об осуществлении мер, направленных на постепенный переход госкомпаний на использование радиоэлектроники российского происхождения (было дано в январе текущего года).

    По утверждению источника, Минфин считает предложения Минпромторга избыточными.

    "Предусмотренный проектом директив подход о подготовке предложений по закупке отечественной радиоэлектронной продукции по итогам стресс-теста, проведенного в течение квартала, не позволит осуществить комплексную и последовательную оценку технологической зависимости от продукции иностранного происхождения, провести оценку расходов по закупке продукции на период до 2024 года, - процитировал источник позицию Минфина. - Учитывая сроки полезного использования закупаемой обществами радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, проведение стресс-тестирования применяемой радиоэлектронной продукции иностранного происхождения в деятельности обществ, с определением ранжирования рисков и предоставлением отчетности по данным мероприятиям на ежеквартальной основе считаем избыточным".

    Финансовое ведомство предлагает, в свою очередь, разработать госкомпаниям трехлетний план мероприятий по переходу на использование российской радиоэлектроники. В такие планы предполагается включать организационно-технические мероприятия, направленные на использование российской радиоэлектроники, меры по их финансовому обеспечению (определение необходимых объемов и источников финансирования).

    Также Минфин предлагает разработать (с участием заинтересованных компаний) методические рекомендации по переходу госкомпаний на использование российской радиоэлектроники - включая формы плана названных мероприятий и отчетности по их реализации.

    Свои возражения и предложения Минфин дополнил, по сути, отрицательными заключениями (с обоснованием - ИФ) ряда госкомпаний на проект правительственных директив. В их числе АО "Гознак", ПАО "АЛРОСА" (MOEX: ALRS), АО "Приокский завод цветных металлов", ПАО "Российский национальный коммерческий банк" (РНКБ), ПАО ВТБ (MOEX: VTBR) и АО "Росспиртпром".

    Впрочем, по словам источника, "Кизлярский коньячный завод" и "Алмазювелирэкспорт" сообщили, что замечаний и предложений к проекту правительственных директив не имеют.

    Как сообщалось, Минпромторг занялся активной поддержкой российской радиоэлектроники (с помощью контрактной системы) в прошлом году. В числе прорабатываемых министерством предложений - увеличение в два раза (до 30%) ценовой преференции при госзакупках продукции российских производителей радиоэлектроники, замена ограничений на закупку госзаказчиками радиоэлектронной продукции иностранного производства на запрет, введение обязательного 50% авансирования по госконтрактам на закупку радиоэлектроники с предприятиями оборонно-промышленного комплекса и т.п.

    В конце года одно из импортозамещающих предложений Минпромторга было поддержано - правительство ввело временный запрет (на два года) на госзакупки иностранных систем хранения данных для использования на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). Документ устанавливает запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части, касающейся обеспечения безопасности КИИ.

    Стоит отметить, что в Минпромторге и правительстве РФ есть мнения, что в рамках контрактной системы действующих мер поддержки российских производителей (в том числе, радиоэлектроники) недостаточно.

    "Существующие сейчас объемы преференций отечественным производителям при госзакупках оказались недостаточными", - сказал вице-премьер Юрий Борисов в пятницу в ходе своего посещения технополиса "Эра" в Анапе.

    "У нас есть госкорпорация "Ростех", где сосредоточены основные активы прибористов, институтов, производств, которые работают в этом направлении. Они нацелились в начале года, исходя из достигнутых компетенций, выиграть объем работ на 100 миллиардов рублей. Результат - 45 (млрд руб.)", - отметил вице-премьер.

    По данным самого "Ростеха", в прошлом году структуры госкорпорации (кластер радиоэлектроники) участвовали в 371 госзакупке на 50 млрд рублей, на которые распространялись ценовая преференция и правило "третий лишний". В результате предприятия "Ростеха" выиграли только в 183 закупочных процедурах объемом в 16,1 млрд рублей.

    Всего, по словам Борисова, в 2019 году в высокотехнологичном приборостроении были разыграны "порядка 300 тыс. лотов на общую сумму 850 млрд рублей".

    По его словам, основные причины сложившейся ситуации - "демпинг иностранных производителей по цене, хотя продукция по качеству одинаковая, завышенные технические требования заказчиков к аппаратуре, порой излишне завышенные и ориентированные на конкретного поставщика". "Либо смешанные лоты, либо условия, которые российская промышленность не в состоянии выполнить по срокам поставки или отсутствию авансирования"", - добавил он.

    Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ