1. Получив из УФАС уведомление о принятии жалобы на действия заказчика (комиссии заказчика) к рассмотрению, многие специалисты в сфере закупок, не задумываясь, начинают готовить возражения по каждому доводу заявителя. Однако практика показывает, что контрольные органы нередко принимают к рассмотрению жалобы, которые по закону вообще не должны рассматриваться. Разумеется, проводимые по таким жалобам внеплановые проверки неправомерны, и выданные по их результатам решения и предписания отменяются судами как незаконные. Так когда же нужно спорить не с содержанием жалобы, а с самим фактом ее принятия к рассмотрению? Олег Гурин и Андрей Полянский обстоятельно отвечают на этот вопрос в статье «Что нужно знать заказчикам о внеплановых проверках по жалобам участников закупок».
2. Концертные учреждения вправе заключить контракт на исполнение с конкретным физическим лицом или юридическим лицом, осуществляющим концертную или театральную деятельность, по п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако артисты и исполнительские коллективы обычно вступают в договорные отношения через своих менеджеров и продюсеров, а не напрямую. Можно ли заключить по п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контракт не с артистом, а с его агентом? Полина Кобылкина, контрактный управляющий концертного учреждения, в поисках ответа на этот вопрос прошла не одно судебное разбирательство. Полученным опытом она делится с вами в статье «О закупках по п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ отдельными учреждениями культуры».
3. Для учреждений здравоохранения подготовка всевозможных обоснований при закупках медицинских изделий давно превратилась в повседневную рутину. Нужно обосновывать использование характеристик, не предусмотренных КТРУ, не предусмотренных ГОСТами советского времени, и т. д. При этом никаких формальных требований к содержанию обоснований не существует, поэтому каждый заказчик обосновывает свои потребности, как умеет. У кого-то это отлично получается, а у кого-то выходит не очень. Анализ решений антимонопольных органов позволил Григорию Александрову сформулировать критерии успешного обоснования в статье «Подготовка обоснований в закупках медицинских изделий».
4. В статье «О предоставлении решений о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок участниками закупки» Виталий Байрашев и Виктор Дон рассматривают возможность отклонения заявок по мотиву непредоставления (или предоставления ненадлежащих) решений о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок участниками закупки. Как известно, такая возможность теоретически существует. Однако анализ правоприменительной практики показывает, что воспользоваться ею на деле не так-то просто.
5. Наиболее распространенные составы преступлений в сфере закупок — это взяточничество, превышение полномочий, мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями, халатность, присвоение и растрата. Написанный Дмитрием Исютиным-Федотковым «Обзор практики привлечения к уголовной ответственности за правонарушения в публичных закупках» отличается от большинства других публикаций в нашем журнале тем, что приводимые в нем примеры собраны со всего постсоветского пространства, а не только из российской судебной и следственной практики. Такой подход подчеркивает, что в большинстве стран бывшего Советского Союза правонарушения в сфере закупок схожи по направленности, умыслу и способу совершения.
6. В рубрике «Верховный Суд отказал» Александр Удалихин приводит обзор наиболее интересных отказных определений Верховного Суда РФ по делам о применении Закона № 44-ФЗ, вынесенных в апреле-мае 2020 г.
7. В рубрике «Ответы на вопросы» Дмитрий Абросимов рассматривает сложные ситуации, возникающие при осуществлении закупок в сфере строительства, а также при подготовке документации о закупках отдельных видов товаров, работ и услуг.
8. Номер традиционно завершается увлекательной историей из книги Елены Пластининой «Закупочные премудрости». В новелле «Замороженный контракт» повествуется о одном весьма изобретательном способе обойти ограничения, накладываемые закупочным законодательством.