Андрей Тенишев: при честной конкуренции на закупках экономии бюджетных средств возрастет вдвое
Виды антиконкурентных соглашений на торгах, санкции за сговоры и механизмы минимизации рисков обсудили эксперты на конференции в Москве
28 октября 2020 года в г. Москве состоялась конференция «Корпоративные закупки - 2020: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ». Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев рассказал об антиконкурентных соглашениях и механизмах борьбы с недобросовестными участниками закупок.
Он отметил, что ФАС России контролирует торги не только с точки зрения соответствия закупочных процедур нормам 223-ФЗ и 44-ФЗ, но и контролирует соблюдение требований к торгам, установленных Законом о защите конкуренции.
«За нарушение антимонопольных запретов штрафы предусмотрены совсем иные, и если это картель, то для его участников они могут превысить начальную (максимальную) цену контракта. Поэтому нужно изначально понимать, насколько невыгодно этот закон нарушать. И второе, что может последовать за нарушение антимонопольных запретов и участие в сговоре, – это уголовная ответственность для виновных должностных лиц компаний или государственных заказчиков», - начал свое выступление Андрей Тенишев.
Он сообщил, что в первом полугодии 2020 года ФАС России возбудила 353 дела об антиконкурентных соглашениях, и привел примеры таких дел.
«Если компании добросовестно работают и честно конкурируют между собой на торгах, экономия бюджетных средств может увеличиться вдвое, а то и больше. Мы постоянно наблюдаем этот эффект после разоблачения очередного крупного картеля в различных субъектах федерации. Держится этот эффект, правда, недолго, несколько лет, потом компании забывают о возможном наказании и снова начинают сговариваться», - сказал спикер.
Представитель ФАС также обратил внимание на виды сговоров, которые запрещены Законом о защите конкуренции. Это картели компаний-конкурентов или соглашения участников торгов с государственным заказчиком, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
«Не снижать НМЦК, отклонить заявку участника, сформировать документацию под конкретную компанию – варианты нарушений могут быть разными, равно как и мотивация. Для привлечения к ответственности достаточно доказать все необходимые элементы состава антимонопольного нарушения, - сказал Андрей Тенишев. - Это не значит, что переговоры между заказчиками и участниками торгов запрещены полностью. Если речь идет, к примеру, о сложном медицинском оборудовании, технике, уникальных строительных объектах, то такие переговоры нужны и важны для четкого понимания запросов и возможностей. Но они не должны приводить к ограничению конкуренции».
На сокращение возможных рисков нарушения антимонопольного законодательства, со слов спикера, направлен механизм комплаенса.
«Антимонопольный комплаенс поможет компании обнаружить потенциальные риски и предусмотреть комплексную систему мер по их минимизации. Это своего рода инструкция для сотрудников – что делать можно, а чего делать нельзя. Четкое следование таким инструкциям позволит компаниям добросовестно исполнять госзаказы, а также будет способствовать развитию конкуренции и сокращению количества нарушений антимонопольного законодательства в целом», - заключил он.