• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 14 декабря 2020
    Кнутом пряника не перешибешь. Олег Сапожков о политических преимуществах сервисного государства

    Недавно мы писали о том, как контролирующее госзаказ казначейство выступило с предложением распространить требования цифровизации закупок на контракты с единственными поставщиками и «бумажные» допсоглашения к госконтрактам. Помимо того, что закупки у единственных поставщиков, доля которых устойчиво растет, вносят существенные искажения в конкурентную борьбу, сейчас это и самая объемная часть госзаказа (порядка 2 трлн руб. в год), данные о которой вносятся в Единую информсистему в сфере закупок (ЕИС) заказчиками вручную и де-факто выпадают из автоматизированных процедурного и финансового контроля.

    Казначейство предлагало перевести отдельные виды таких закупок в формат структурированных электронных документов, по сути, уравняв едпоставщиков с прочими господрядчиками. Однако, как стало известно “Ъ”, против выступил профильный департамент Минфина — там сообщили, что министерство «в настоящее время не разрабатывает изменений в 44-ФЗ, направленных на установление обязанности заказчика заключать контракты с ЕП исключительно в электронной форме». Объяснение рационально: «действующий перечень случаев таких закупок (например, закупки при чрезвычайных ситуациях, коммунальные услуги, лекарства по решению врачебной комиссии для конкретного пациента) не позволяет установить такую обязанность — заказчик может остаться без контракта из-за отказа единственного поставщика выполнять дополнительные электронные процедуры или из-за их невозможности — например, при ЧС».

    Еще недавно эта ситуация могла бы стать типичным в госуправлении замкнутым кругом: подчиненной министерству структуре сложно работать без инструмента, которого министерство дать не может. Однако ставший мейнстримом в последнее время «сервисный» подход правительства к управлению по крайней мере экономикой, кажется, сделал возможным бесконфликтный обход подобных ситуаций. По данным “Ъ”, параллельно с отказом Минфина вводить для едпоставщиков требование электронного оформления контрактов с просьбой о предоставлении такой возможности к Белому дому обратился ряд самих единственных поставщиков. Дело в том, что все такие контракты подпадают под финконтроль — а бумажная форма при сохранении во многих компаниях режима «удаленки» делает его крайне трудоемким как для заказчиков, так и для контролеров и в итоге осложняет жизнь самим поставщикам. У нас есть основания полагать, что просьба будет как минимум рассмотрена — ее реализация укладывается в концепцию «государство как сервис», сужает непрозрачную «бумажную» часть госзаказа, обходится дешевле сохранения статус-кво — и к тому же де-факто дает стимул конкурентной борьбе уже внутри «пула» самих едпоставщиков. Кто бы мог такое вообразить.

    Читать первоисточник: Коммерсант (14.12.2020)