Большая часть электронных торговых площадок (ЭТП) для госзакупок планируют до конца марта провести обучение участников рынка госзакупок работе с новым видом закупочных процедур - с "электронными магазинами" ("закупки с полки"), заявили "Интерфаксу" представители этих ЭТП.
"Новая процедура продолжает тренд, который мы поддерживаем - цифровизацию закупок у единственного поставщика, для ее запуска на нашей площадке уже все готово, - сказали "Интерфаксу" в "РТС-тендер". - Мы видим, что сейчас у заказчиков и поставщиков возникает по ней много вопросов, в частности, обсуждения ведутся в социальных сетях. Нами уже запланированы обучающие вебинары для заказчиков и поставщиков, в ближайшее время мы их обязательно анонсируем".
В свою очередь генеральный директор ЭТП "Сбер А" ("Сбербанк-АСТ") Николай Андреев добавил, что площадка полностью готова к проведению закупок малого объема (ЗМО) по новой процедуре ("электронный магазин", "закупка с полки"). "Компания уже проводит масштабное и комплексное обучение заказчиков и поставщиков по новой процедуре", - сказал он.
В "Единой электронной торговой площадке" (ЕЭПТ, "Росэлторг") отметили, что компания выполнила необходимые доработки своей площадки еще в прошлом году. "Учебный центр площадки проведет мероприятия по обучению потенциальных заказчиков и поставщиков в самое ближайшее время, - сказали в "Росэлторге". - Уже в этом месяце пройдут вебинары и семинары как в Москве, так и в региональных представительствах компании".
"ЭТП Газпромбанка" (ЭТП ГПБ) также готова к проведению новых закупочных процедур в соответствии с нормами закона. При этом площадка планирует в марте начать проведение соответствующих обучающих онлайн-мероприятия для участников.
Планы по обучению участников госзакупок работе с "электронными магазинами" есть и у "Российского аукционного дома" (РАД). Правда, РАД запланировал проведение такого обучения на середину апреля.
"К этому времени мы сможем собрать достаточно практического материала, чтобы помочь нашим клиентам справиться с возникающими сложностями и избежать типовых ошибок", - сказала "Интерфаксу" руководитель департамента по государственным и корпоративным закупкам РАД Анастасия Тхакур.
"ЭТП РАД в полной мере готова к реализации "закупок с полки", - отметила Тхакур. - Однако, по нашим данным, многие заказчики не планируют в первый месяц использовать эту процедуру и относятся к ней настороженно. Да, "закупки с полки" интересны заказчику с точки зрения цифровизации работы с единственным поставщиком и повышения прозрачности этого закупочного сегмента, однако большая часть заказчиков предпочитают сначала понаблюдать, как будет складываться практика применения инструмента. На мой взгляд, масштабно заказчики начнут использовать "закупки с полки" к июлю этого года, когда процедура вступит в силу в полном виде, с учетом объемов через ЕИС".
При этом Тхакур подчеркнула, что "электронные магазины" с 1 апреля начнут работать в усеченном виде. "Дело в том, что поставщик заявляет показатели объемов продукции, имеющихся у него к реализации, на восьми ЭТП по 44-ФЗ, и эта информация не агрегируется в едином источнике, - рассказала она. - В свою очередь, заказчик, заинтересованный в предлагаемой продукции, должен отслеживать предложения поставщиков на каждой площадке. Из-за этого процедура "закупок с полки" выпадает из шаблона, привычного и удобного для участников рынка: без единого свода данных заказчик легко может что-то упустить".
Как сообщалось, в конце 2019 года были приняты поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), которые позволят госзаказчикам закупать товары на сумму до 3 млн рублей по специальной электронной процедуре. Последняя предусматривает размещение поставщиками на электронной торговой площадке предварительного предложения о поставке того или иного товара (в соответствии с конкретной позицией Каталога товаров, работ, услуг). Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор ЭТП должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков.
Эта норма вступает в силу с 1 апреля текущего года. Она фактически повысит порог для закупок малого объема до 3 млн рублей при условии их проведения по названным правилам. Впрочем, параллельно продолжит действовать норма, позволяющая заказчикам осуществлять закупки малого объема (до 600 тыс. рублей) без проведения закупочной процедуры. Также оперативную закупку до 3 млн рублей можно будет провести в формате запроса котировок.
"Электронные магазины" для проведения госзакупок малого объема должны будут работать через площадки, отобранные правительством РФ для проведения госзакупок. "Закупки с использованием механизма (процедуры - ИФ) "электронного магазина" по закону должны будут осуществляться только на восьми ЭТП для госзакупок, - отмечал осенью прошлого года заместитель министра финансов Алексей Лавров. - Все остальные электронные магазины должны будут подключаться к этим площадкам".
По словам Лаврова, на тот момент в сегменте госзакупок действовало около 30 "электронных магазинов" субъектов РФ, крупнейший из которых - "Портал поставщиков" Москвы.
В сегменте госзакупок для автоматизации закупок малого объема используются так называемые электронные магазины ЭТП (работают по принципу каталога предложений поставщиков или интернет-магазинов - ИФ), аналогичные сервисы субъектов РФ (включая "Портал поставщиков" Москвы), а также Единый агрегатор торговли (ЕАТ) "Березка" (с апреля прошлого года его использование стало обязательным для федеральных госзаказчиков).
За счет запуска новой закупочной процедуры регуляторы рассчитывают, в частности, получить достоверные данные о сегменте закупок малого объема, который только частично виден (может учитываться - ИФ) через действующие в настоящее время "электронные магазины". Ранее объем этого сегмента оценивался в 850-900 млрд рублей и прогнозировался его рост до порядка 1 трлн рублей.
Госзакупки постепенно переходят в сегмент ЗМО, который в ближайшее время может достигнуть 1 трлн рублей, говорил в конце прошлого года "Интерфаксу" гендиректор "РТС-тендер" Владимир Лишенков.
"Мы видим отчетливый тренд по ротации госзакупок в сегмент ЗМО, - отмечал тогда Лишенков. - С начала года, за три квартала мы провели, порядка 450 тыс. таких процедур, что на 37% больше, чем в прошлом году. Если говорить именно про временной интервал после повышения ценового порога для закупок малого объема (с 1 июля 2020 года ценовой порог для ЗМО был увеличен до 600 тыс. рублей с 300 тыс. рублей), то и здесь мы видим рост показателей - с июля по сентябрь в наших электронных магазинах число ЗМО выросло на 38%, а по объему - на 19%".
По его словам, в среднем, в этот период во всех электронных магазинах "РТС-тендер" (действуют в 50 субъектах РФ) в месяц проходило 52,2 тыс. процедур на общую сумму 3,5 млрд рублей.
В целом, в 2020 году, по данным "РТС-тендер", в "электронных магазинах" площадки госзаказчики провели 581 тыс. ЗМО (430 тыс. в 2019 году) на общую сумму 39,4 млрд рублей (31,8 млрд рублей).
В магазине малых закупок SberB2B ЭТП "Сбер А" в 2020 году госзаказчиками было проведено 23 тыс. ЗМО (21 тыс. годом ранее) на 3,3 млрд рублей (3,1 млрд рублей).
Летом 2018 года правительство РФ утвердило перечень ЭТП для проведения госзакупок. В него включены девять ЭТП - восемь универсальных и одна специализированная. К числу универсальных ЭТП были отнесены ЕЭТП, "РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ", "Электронные торговые системы", ГУП "Агентство по госзаказу РТ" и "Российский аукционный дом", а также "ТЭК-Торг" и ЭТП ГПБ ("Электронная торговая площадка Газпромбанка").
Прежде чем получить доступ к проведению госзакупок, ЭТП должны были доказать свое соответствие ряду требований. К их числу относится опыт проведения госзакупок или проведения закупок госкомпаний (извещения о них должны были размещаться в ЕИС) общим объемом 2 трлн рублей в период с 1 января 2015 года. При этом уставный капитал таких ЭТП должен составлять не менее 20 млн рублей, а доля иностранных владельцев в уставном капитале не должна превышать 25%. Кроме того, к площадкам предъявлялись определенные технические требования.
Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (15.03.2021)