Что делать, если получили фальсификат по 44-ФЗ:
1. Направить контрагенту письменный отказ от приемки некачественного товара.
2. Издать решение об одностороннем отказе от контракта.
3. Направить сведения в УФАС для включения поставщика в РНП.
4. Заключить контракт с другой компанией.
Что делать, если обнаружили фальсификат
Федеральный закон № 44-ФЗ не определяет понятие «фальсификат». Под ним принято понимать продукцию, произведенную с нарушением установленной технологии изготовления. Но сложности приемки и оформления отказа от товара возникают, не только когда контрагент продает неправильно произведенные товары, но и товары:
- с браком;
- в неправильной комплектации;
- бывшие в употреблении;
- с неправильно оформленными документами или не имеющими необходимых разрешительных документов;
- прочие виды товаров, приемка которых невозможна, потому что потребностям заказчика они не соответствуют.
Для простоты все подобные товары объединим в понятие «фальсификат».
При получении фальсифицированного товара порядок действий заказчика следующий:
1. Направить поставщику официальное письмо с отказом от приемки с указанием причин такого отказа. Если заказчик провел экспертизу, в качестве приложения направить копию экспертного заключения.
2. Принять решение об одностороннем отказе и разместить его в ЕИС. В соответствии с правилами ст. 95 44-ФЗ, такое решение вступает в силу через десять дней. В течение этого времени контрагент вправе предпринять действия по недопущению одностороннего отказа — осуществить поставку в надлежащем виде. Если он это делает, односторонний отказ отменяется, заказчик принимает и оплачивает продукцию. Если поставщик не исправил допущенную оплошность, контракт расторгается.
3. Направить информацию об организации-контрагенте в УФАС для рассмотрении вопроса о включении его в реестр недобросовестных поставщиков. Состоится ли такое включение или нет — решит комиссия УФАС, но направить информацию заказчик обязан в силу правил ст. 95 44-ФЗ.
4. Поскольку поставка товара надлежащего качества так и не состоялась, заказчик предлагает заключить контракт с организацией, которая в процедуре выбора поставщика заняла второе место. Если эта организация откажется, организовать и провести новую закупочную процедуру.
Как не допустить приемку фальсифицированной продукции
Уже на этапе подготовки к закупке заказчик имеет несколько способов, как минимизировать риск получения фальсификата. В числе таких способов:
- при разработке документации внимательно отнестись к описанию требуемого товара, в том числе указать необходимые ГОСТы, точно и полно сформулировать перечень необходимых документов и требований к поставщику;
- если это возможно, предусмотреть поставку партиями — уже на первой партии госзаказчик поймет, какого качества продукцию поставщик готов предоставить;
- установить максимально длительный срок оплаты поставки, чтобы у госзаказчика имелось больше времени для оценки качества поставки перед перечислением денег; установить максимальное обеспечение контракта — эта мера дисциплинирует поставщика не пренебрегать качеством поставки;
- прописать в контракте подробный порядок приемки продукции и возможность проведения независимой экспертизы;
- подробно описать в контакте требуемые условия поставки, в том числе, каким транспортом осуществляется доставка продукции;
- проводить закупочную процедуру заранее, а не в момент, когда госзаказчик испытывает острую нужду в продукции, — это позволит, при необходимости, успеть провести вторую закупку.
Пример
Поставка бракованной продукции — это ненадлежащее исполнение поставщиком своих обязанностей. Если поставщик предоставляет заказчику не просто некачественную продукцию, а товар заведомо не соответствующей требованиям закупки, искажает информацию и подделывает документ, — это уже нередко подпадает под состав уголовного преступления.
Так, в Иркутской области в настоящее время разворачивается уголовное дело против индивидуального предпринимателя, который произвел несколько поставок медицинских масок в учреждения здравоохранения области.
По версии следствия, предприниматель фальсифицировал документы на маски, а сами они не соответствуют требованиям ГОСТ и условиям контрактов с заказчиками.
В результате нескольких таких поставок бюджету области причинен ущерб порядка 40 млн рублей. Предпринимателю вменяют преступления, предусмотренные ч. 4 ст. 159 УК РФ и п. «а» ч. 2 ст. 238.1 УК РФ.
Читать первоисточник: ГОСКОНТРАКТ (29.03.2021)