Белый дом намерен смягчить процедуру признания недобросовестными поставщиков по госзаказу. Для этого Минфин предлагает регламентировать порядок их включения в реестр недобросовестных поставщиков, оспаривания таких решений и исключения компаний из реестра. Ключевым при этом станет принцип доказывания недобросовестности и существенных нарушений поставщиком условий контракта. До сих пор ФАС указывала на перекос системы в сторону госзаказчиков и их злоупотребления жалобами на поставщиков.
Минфин опубликовал на regulation.gov.ru проект постановления правительства, вводящий новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (РНП) — черного списка контрагентов в госзакупках, поскольку при попадании в реестр компании в течение двух лет не могут принимать участие в торгах. По закону о госзакупках (ФЗ-44) компании могут попасть в реестр в двух случаях: при уклонении от заключения контракта или одностороннем расторжении контракта заказчиком либо по решению суда при существенных нарушениях поставщиком условий контракта. Зачастую такие нарушения бывают ненамеренными — из-за технической ошибки, проблем с электронной подписью, ошибки в банковской гарантии и пр. Однако госзаказчик обязан сообщить о нарушителе в ФАС — служба и принимает решение о включении поставщика в реестр.
Поставщик также не попадет в реестр, если не доказаны факты его недобросовестности или существенного нарушения условий контракта. Основанием для отказа во включении в РНП станут и нарушения заказчика — например, при одностороннем расторжении контракта. Проект Минфина также регламентирует и порядок досрочного исключения поставщиков из РНП — при признании судом недействительным решения ФАС или незаконным одностороннего расторжения контракта заказчиком. Обжаловать попадание в РНП можно будет и до суда — например, если владельцы компании докажут ФАС, что не контролировали ее в момент расторжения контракта.
Участники рынка неоднократно указывали на несбалансированность механизма РНП — он ставит госзаказчиков в более сильную позицию: так, при одностороннем расторжении контракта исполнитель теряет не только контракт, но и финансовое обеспечение по нему. В Аналитическом центре (АЦ) при правительстве ранее указывали, что РНП носит карательный характер, а вина исполнителя зачастую неочевидна (например, из-за недостатков в документации заказчика). Глава профильного управления АЦ Павел Тихомиров предлагал исключить уклонение от исполнения контракта из оснований для внесения в РНП и учитывать его при формировании рейтинга деловой репутации — инициированного ФАС механизма стимулирования поставщиков в противовес РНП. Впрочем, при этом исчезнет и механизм наказания недобросовестных компаний, которые выигрывают контракты в расчете на пересмотр условий.
Так, в 2019 году заказчики направили в ФАС 28 тыс. обращений о включении поставщиков в РНП против 14 тыс. в 2018 году, и в половине случаев для включения в черный список не было оснований. До сих пор порядок рассмотрения жалоб от госзаказчиков не был регламентирован: отдельные нормы содержались в разъяснениях ФАС. В декабре 2020 года были приняты поправки к ФЗ-44, которые и потребовали детализации этих процедур правительством и автоматизации работы реестра в целом.
Реестр уже ведется в электронной форме, а при рассмотрении жалоб заказчики не обязаны направлять в ФАС документы в бумажном виде, если они есть в единой информсистеме в сфере закупок (ЕИС). Проект же Минфина уточняет — документооборот между заказчиком и ФАС по вопросу о включении контрагента в РНП будет полностью переведен в электронную форму с использованием ЕИС, а часть информации для подачи жалобы будет формироваться автоматически на основе различных госинформсистем. Исключения составят жалобы по итогам конкурсов и закрытых закупок.
Читать первоисточник: Коммерсант (11.05.2021)