• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 18 мая 2021
    Правительством РФ установлены обязательные условия приёмки и оплаты по контрактам заказчиков федерального уровня

    Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 667 (далее – Постановление № 667) внесены изменения в постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2050 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".

    Информация о принятии данного постановления появилась в личном кабинете заказчиков в единой информационной системе и вызвала приступ паники среди ряда заказчиков федерального уровня, так как в информационном сообщении указано следующее:

    «В соответствии с постановлением, получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета предусматривают в проектах контрактов, прилагаемых к извещениям об осуществлении закупок, и проекты контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, условия о возможности формирования и подписания документов о приемке товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги в электронной форме в Единой информационной системе в сфере закупок».

    Также в сообщении содержится информация о порядке и сроках реализации данного Постановления № 667:

    «Обращаем внимание, постановление распространяется на закупки, извещения об осуществлении которых размещаются в ЕИС в сфере закупок, а также на контракты, заключаемые с единственным поставщиком, с 1 мая 2021 года. Формы и форматы документов о приемке в электронной форме в ЕИС в сфере закупок разработаны с учетом отраслевой специфики. В связи с чем, включение в проекты контрактов самостоятельно разработанных форм документов о приемке не требуется.

    Для направления документов о приемке в электронной форме заказчику необходимо предоставить доступ к функционалу поставщику (подрядчику, исполнителю) по контракту в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок».

    В результате многие представители заказчиков делают вывод, что согласно Постановлению № 667 включение такого условия об электронном актировании (оформлении документов о приёмке товаров, работ,  услуг) по контрактам является обязательным для всех заказчиков федерального уровня.

    Обращаю внимание читателей на то, что данный вывод является ошибочным.

    Во-первых, в самом тексте информационного сообщения, размещённом в ЕИС, указано, что речь идёт не о всех заказчиках федерального уровня, а только о тех, которые будут определены специальным распоряжением Правительства РФ:

    «Перечень получателей бюджетных средств будет утвержден отдельным распоряжением Правительства Российской Федерации (далее-распоряжение)».

    То есть Правительством РФ будет определён перечень «счастливчиков», которые добровольно-принудительно будут участвовать в данном эксперименте Федерального казначейства и Минфина России.

    В настоящее время на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещён проект распоряжения Правительства Российской Федерации, предусматривающего перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, которые как получатели средств федерального бюджета наряду с подведомственными им получателями средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими в 2021 году государственных контрактах о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) условие о формировании и подписании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств по оплате таких государственных контрактов, в форме электронного документа.

    Автор рекомендует читателям ознакомиться с указанным перечнем  для того, чтобы узнать попадает ли Ваша организация в перечень указанных "счастливчиков" или нет. 

    Во-вторых, закрепление в контракте права поставщика (подрядчика, исполнителя) направлять документы о приёмке товаров (работ, услуг) заказчику федерального уровня посредством функционала единой информационной системы (через Реестр контрактов, ведущийся в ЕИС) не означает автоматически, что всякий поставщик (подрядчик, исполнитель) захочет этим правом воспользоваться.

    В-третьих, Постановление  № 667 содержит и другие не менее значимые, чем «электронное актирование» положения.

    Из указанного текста следует, что постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2050 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" дополняется пунктами 111 - 115.

    Данные изменения предусматривают включение следующих обязательных условий контрактов для заказчиков федерального уровня (в том числе для федеральных бюджетных и автономных учреждений):

    1. Условие об оплате по контракту в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты подписания документа о приёмке товара, работы, услуги.

    Указанное условие о сроке оплаты по контракту не распространяется на оплату:

    1) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, а также отдельного этапа исполнения контракта в декабре финансового года;

    2) государственных контрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения нужд обороны и безопасности государства, при включении в государственный контракт условия о подписании документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, не позднее 30 ноября финансового года и об оплате денежных обязательств не позднее чем за один рабочий день до окончания финансового года.

    2. Специальные условия о сроках оплаты в отношении контрактов, исполняемых в декабре текущего финансового года:

    - если исполнение контракта приходится на дату с 1 по 20 декабря финансового года включительно, - не позднее чем за один рабочий день до окончания текущего финансового года либо в очередном финансовом году;

    - если исполнение контракта завершается в период с 21 по 31 декабря финансового года включительно, - в очередном финансовом году.

     Указанные специальные условия о сроках оплаты по контрактам для заказчиков федерального уровня не распространяются на следующие случаи:

    1-е исключение:  на контракты, которые заключаются в декабре 2021 г. (в части оплаты поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, а также отдельного этапа исполнения контракта в декабре 2021 г.);

    2-е исключение:  на контракты, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг:

    1) в целях обеспечения нужд обороны и безопасности государства;

    2) необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме;

    3) вследствие аварии;

    4) обстоятельств непреодолимой силы;

    5) для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации;

    6)  для оказания гуманитарной помощи;

    7) государственные контракты, указанные в подпунктах «в», «г» и «л» пункта 11 Положения о мерах о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. № 1496:

    - при реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением торжественных приемов с участием Президента Российской Федерации, мероприятий в рамках заседаний палат Федерального Собрания Российской Федерации, заседаний Государственного совета Российской Федерации и других мероприятий, связанных с обеспечением деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, а также при реализации полномочий и прав членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, установленных Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

    - при исполнении международных обязательств Российской Федерации;

    - при осуществлении закупок за пределами Российской Федерации.

    8) контракты, предметом которых является поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), определенных пунктами 20, 40, 41, 46, 52 и 56 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе;

    9) контракты на выполнение (оказание)  следующих видов работ (услуг) в период по 31 декабря текущего финансового года включительно:

     оказание услуг связи;

    - оказание услуг охраны;

    - аренда;

    - коммунальные и иные услуги (работы), связанные с содержанием и эксплуатацией зданий (строений, сооружений), оборудования;

     услуги (работы) по созданию (развитию, вводу в эксплуатацию, обеспечению функционирования и выводу из эксплуатации) информационных систем;

    содержание животных.

    Обращаю внимание читателей на то, что вышеуказанные требования к срокам оплаты по контрактам заказчиков федерального уровня распространяются также и на государственные контракты для нужд субъектов РФ и муниципальные контракты в случаях:

    - если межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляются из федерального или регионального бюджета бюджету субъекта РФ или муниципальному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств публично-правового образования.

     3. Условие о возможности подписания документов о приемке товаров (выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги) в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок.

    Данное условие включается в контракт не всеми заказчиками федерального уровня, а только теми заказчиками, которые будут определены распоряжением Правительства РФ.

    При этом обязательные условия о сроках приёмки и оплаты по контрактам заказчиков федерального уровня будут применяться в отношении закупок товаров, работ, услуг, извещение об осуществлении которых размещены в единой информационной системе после вступления в силу Постановления № 667.

    Что касается 3-го условия о так называемом «электронном актировании» для заказчиков федерального уровня, то согласно тексту проекта постановления Правительства РФ планируется, что данное условие должно будет включаться в контракты таких заказчиков федерального уровня, определённых распоряжением Правительства РФ, уже с 01 мая 2021 года.

    Естественно, данное требование Постановления № 667 выполнить на момент написания материала не представляется возможным, так как оно ещё официально не опубликовано.

    Поэтому заказчикам федерального уровня, которым выпадет «счастье» стать участником «эксперимента» с электронным актированием (то есть те заказчики федерального уровня, которые попадут в вышеуказанное распоряжение Правительства РФ), видимо, придётся оформлять дополнительные соглашения к контрактам, заключенным после 01.05.2021 г., и предусматривать право контрагентов направлять документы о приёмке товаров, работ, услуг посредством функционала ЕИС.

    Естественно, с включением в такие дополнительные соглашения ретроактивной оговорки – о распространении действия дополнительного соглашения на правоотношения сторон, возникшие до его подписания, а именно: начиная с 01 мая 2021 года.

    Пояснение: объяснять автору материала содержание статьи 95 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе не нужно, так как он знает эти нормы не хуже читателя, а при возникновении у кого-либо подобного желания следует вспомнить, что помимо законодательства РФ о контрактной системе существует ещё и бюджетное законодательство РФ, которое тоже необходимо исполнять и за неисполнение, которого тоже существует ответственность.

    По мнению автора, никакой коллизии здесь на самом деле, так как речь идёт об исполнении специальных норм бюджетного законодательства РФ.

    Что касается образца формулировки проекта контракта об "электронном актировании", то ее можно взять из пункта 6.7 типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, который был утвержден приказом Минздрава России от 18.01.2021 № 15н:

     

    ДОПОЛНЕНИЕ К МАТЕРИАЛУ: 

    При ознакомлении  с текстом настоящего материала у ряда читателей возникли замечания о некорректности указания автором федеральных бюджетных и автономных учреждений  в качестве заказчиков федерального уровня, на которых распространяется действие Постановления Правительства РФ № 667, так как они не являются получателями средств федерального бюджета.

    Действительно, автор согласен с замечанием, что необходимо уточнить в каких случаях федеральные бюджетные и автономные учреждения обязаны применять указанные условиях о предельных сроках оплаты по контрактам.

    В соответствии с  пунктом 114  постановления Правительства РФ от  9 декабря 2020 г. № 2050 (в ред. Постановления № 667):

    "114 . Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, обеспечивают включение в соглашения (дополнительные соглашения к ранее заключенным соглашениям) о предоставлении субсидий, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 781 и статьей 782 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений о включении указанными учреждениями в заключаемые ими в 2021 году контракты о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, подлежащих оплате полностью или частично за счет указанных субсидий, условий об оплате обязательств по таким контрактам в соответствии с положениями, установленными пунктами 111 и 112 настоящего постановления для получателя средств федерального бюджета".

    Таким образом, установление предельных сроков оплаты по контрактам для федеральных и бюджетных учреждений является обязательным при соблюдении двух условий:

    1. Речь должна идти о субсидиях на иные цели либо на осуществление капитальных вложений, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 781 и статьей 782 Бюджетного кодекса РФ.

    2. Учредителем федерального бюджетного или автономного учреждения должны быть заключены дополнительные соглашения к ранее заключённым соглашениям о предоставлении таких субсидий.

    Что касается утверждения читателей, что действие пункта 11постановления Правительства РФ от  9 декабря 2020 г. № 2050 (в ред. Постановления № 667) якобы не распространяется на федеральные бюджетные учреждения, то автор не может придерживаться столь категоричной позиции в связи со следующим.

    Действительно, с точки зрения терминологии  Бюджетного кодекса РФ (см. абзац 38 статьи 6) бюджетные учреждения не относятся к получателям бюджетных средств.

    Однако, помимо Бюджетного кодекса РФ в России действуют и другие федеральные законы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, в том числе не менее известный, чем Бюджетный кодекс РФ Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ  "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"  (далее - Закон № 83).

    В указанном  Законе № 83-ФЗ (например, статья 33 и другая) несколько десятков раз указывается, в том числе и в отношении федеральных бюджетных учреждений о том, что они являются получателями бюджетных средств.

    Поэтому до получения каких-либо разъяснений от самого Минфина России и Казначейства России о том, в каком значении использовался термин "подведомственные получатели средств федерального бюджета"  при подготовке Постановления № 667 (в значении, установленном Законом № 83-ФЗ или Бюджетным кодексом РФ), федеральным бюджетным учреждениям, по мнению автора, целесообразно включать положение об "электронном актировании" в проект контракта.

    Более того, даже, если Минфин России или Казначейство России дадут разъяснения о том, что в пункте 11постановления Правительства РФ от  9 декабря 2020 г. № 2050 (в ред. Постановления № 667) термин "подведомственный получатель средств федерального бюджета" используется в значении, определённом абзаце 38 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ, то, по мнению автора, федеральным бюджетным учреждениям всё равно целесообразно включать в проекты контрактов условие о возможности  оформления документов о приёмке в электронной форме (посредством функционала ЕИС):

    - это гораздо проще, чем объяснять особенности терминологии, используемой в  Бюджетном кодексе РФ или Законе № 83-ФЗ, ряду сотрудников органов прокуратуры РФ и контрольных органов, осуществляющих проверку заказчика (пояснение: они (проверяющие) могут элементарно не понять  объяснения учреждения по поводу указанной терминологии,  руководствуясь своей собственной логикой: "Деньги из федерального бюджета получаете, Ваше министерство входит в перечень ГРБС, обязанных применять "электронное актирование",  почему тогда не устанавливаете обязательные условия контрактов для получателей средств федерального бюджета?").

    Автор:  Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок (Информационный портал закупок)