Иногда разрозненные отраслевые новости складываются в парадокс. Вот президент Владимир Путин 8 июля на открытии ЦКАД обещает строителям новые заказы: «Работы будет много, она будет интересная, масштабная»,— говорит он, упоминая будущее строительство дорог по всей европейской части РФ. А вот днем ранее на совещании по расширению провозной мощности БАМа и Транссиба оказывается, что стройки нужно сдвигать по срокам, потому что некому работать. Глава государства требует не откладывать. «Чего ждать-то? Это же экономически выгодный проект, окупаемый проект. Если не хватает мощностей тех строительных организаций, надо другие подключать,— обращается он к первому вице-премьему Андрею Белоусову.— Андрей, подключайте других, кто может строить, возьмите тех же самых военных железнодорожников».
Объяснение, однако, может содержаться в письме, поступившем президенту в конце июня. В нем главы компаний, «принимавших участие почти во всех инфраструктурных стройках» за 30 лет, сообщают о кризисе в секторе. «С 2015 года отрасль фиксирует убытки» (137 млрд руб.), «из предприятий, работавших в отрасли в 2015 году, ликвидировано 54%», «объем долга предприятий в четыре раза превысил сумму чистых активов, что исключает возможность развития», а занятость снизилась на 400 тыс. человек. Названы и причины: отсутствие учета предпринимательского дохода при формировании цен на госконтракты, нерыночное ценообразование на ресурсы и произвол госзаказчиков при приемке работ.
Как можно учесть предпринимательский доход в госзаказе, не очень понятно: заказчик выставляет «потолок» цены на стройку, а лот достается тому, кто уложит в минимум и цену объекта, и свою прибыль, это дает бюджету экономию. Проигравшим остается пытать счастья на свободном рынке.
Кремль поручил правительству жалобу «рассмотреть и доложить». Судя по поручению уже Михаила Мишустина вице-премьеру Марату Хуснуллину и министру финансов Антону Силуанову «доложить совместно», норма прибыли в госзаказе может и появиться: Минэкономики уже признавало чрезмерное увлечение бюджета аукционами на понижение, предложив чаще проводить конкурсы, в которых дешевизна — не единственный критерий. Иначе надежда — на военных железнодорожников, но нужно начинать думать о военных сталеварах, хлеборобах и нефтетрейдерах.
Читать первоисточник: Коммерсант (19.07.2021)