Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 утверждены новые Правила ведения реестра контрактов заказчиками в рамках Закона № 44-ФЗ взамен старых правил, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.
При этом само постановление постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 не утратило силу полностью, а теперь содержит Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.
То есть в результате «упрощения закупок» теперь существует НЕ ОДНО, А ЦЕЛЫХ ДВА постановления Правительства РФ, которые регламентируют ведение реестров контрактов.
В реестр по-прежнему не включается информация о контрактах, которые с Законом о контрактной системе не подлежат размещению в единой информационной системе, в частности информация о контрактах, заключенных:
1) по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 Федерального закона), 23, 42, 44 и пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ;
2) с особенностями, определенными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона № 44-ФЗ и предусматривающими неразмещение информации о контракте в единой информационной системе;
3) при осуществлении закупок для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства (статья 111.1 Закона № 44-ФЗ).
Однако, по неизвестной причине обязанность по регистрации контрактов в реестре контрактов с 03.02.2022 г. распространили и на юридических лиц, не являющихся заказчиками и в отношении которых при осуществлении закупок применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие контроль в сфере закупок: речь идёт о всех юридических лицах, перечисленных в части 4, 4.1 и 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, в том числе хозяйственных обществах.
Знакомясь с очередным шедевром «оптимизации» закупок, трудно удержаться от перехода на ненормативную лексику в адрес его авторов по следующим объективным причинам:
Во-первых, текст постановления написан настолько косноязычно, что, не зная всех «оптимизационных поправок», обычному специалисту по закупкам очень трудно разобраться в сроках направления информации и документов, подлежащих направлению в Реестр контрактов.
Исходя из того, что написано в подпункте д) пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 и в части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе установлены следующие сроки направления информации и документов в Реестр контрактов в текущем 2022 году:
1. Если контракт, соглашение о его изменении или расторжении были заключены в 2022 году (как с использованием, так и без использования ЕИС), то срок направления такого контракта в Реестр контрактов в 2022 году устанавливается в 5 рабочих дней с даты их подписания.
2. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур закупок, направляется в 2022 году в Реестр контрактов:
- с 01.01.2022 г. по 30.06.2022 г. – в течение 5 рабочих дней;
- с 01.07.2022 г. – в течение 3 рабочих дней.
3. Информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств, о начислении неустоек (штрафов, пеней), заключение по результатам внешней экспертизы - в течение 5 рабочих дней.
Во-вторых, сведения, включаемые в Реестр контрактов существенно дополнены никому не нужными, по мнению автора, кроме тех лиц и связанных (?) с ними компаний, которые осваивают средства федерального бюджета на «доработку» функционала Реестра контрактов, обязательными сведениями.
Однако, для того, чтобы такое необоснованное расширение сведений Реестра контрактов не вызвало шквал гнева и возмущения заказчиков, в том числе крупных федеральных министерств, то авторы новых Правил ведения реестра контрактов, поступили очень хитро:
- расширение сведений Реестра контрактов будет происходить не одномоментно, а на протяжении 2022-2023 годов.
Так, с 01 октября 2022 года заказчики и юридические лица, указанные в статье 15 Закона № 44-ФЗ и не являющиеся заказчиками, обязаны будут предоставлять следующие сведения:
1) реквизиты указанного в контракте, подписанном заказчиком с использованием единой информационной системы, счета поставщика (подрядчика, исполнителя), на который производится оплата, в том числе по контрактам, заключённым у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) информация о месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
3) сведения о месте выполнения работы или оказания услуги;
4) предельно детализированная информация об объекте закупки, в том числе позиция КТРУ, соответствующая товару, включая код и наименование медицинского изделия;
5) о размере казначейского обеспечения обязательств;
6) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Закона № 44-ФЗ;
7) указание на наличие в контракте условия об удержании суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком из суммы оплаты по контракту;
8) размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ в случае уменьшения суммы, подлежащей уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей;
9) документ, подтверждающий оплату неустойки (штрафа, пени);
10) информация, необходимая для осуществления в установленном порядке уплаты неустойки (штрафа, пени) в случае открытия заказчику в Федеральном казначействе лицевого счета получателя бюджетных средств;
11) информация о решении суда о расторжении контракта с указанием адреса страницы официального сайта в сети "Интернет", на которой размещено такое решение;
12) информация, необходимая для осуществления в установленном порядке уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Однако, и с 03.02.2022 г. в Реестр контрактов добавляется достаточно много информации и документов, часть из которых включаласть в Реестр и раньше, но теперь представляется в расширенном виде, в том числе:
1. код объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества в целях осуществления капитальных вложений в объект капитального строительства, приобретения объекта недвижимого имущества, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета или предоставляемые из федерального бюджета субсидии (в том числе в рамках софинансирования соответствующего расходного обязательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
2. документ о приемке в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты;
3. информация и документы о применении мер ответственности в случае нарушения условий контракта одной из сторон:
- документ, определяющий ненадлежащее исполнение контракта или неисполнение контракта с указанием допущенных нарушений, его наименование и реквизиты;
- требование заказчика или поставщика об уплате неустойки (штрафа, пени), решение суда о взыскании неустойки (штрафа, пени) (при наличии), реквизиты таких требования, решения;
- размер списанной заказчиком или поставщиком неустойки (штрафа, пени), документ, подтверждающий списание такой неустойки, его реквизиты;
- сумма денежных средств, удержанная заказчиком из денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, или истребованная заказчиком у гаранта по независимой гарантии и уплаченная гарантом, а также документ, подтверждающий удержание таких денежных средств или их истребование у гаранта по независимой гарантии;
4. информация и документы о возврате заказчику излишне уплаченной суммы оплаты контракта, о возврате заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) излишне уплаченной (взысканной) неустойки (штрафа, пени):
- наименование документа, определяющего наступление гарантийного случая или исполнение гарантийных обязательств, его реквизиты;
5. количество поставленного (замененного) товара, объем выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с гарантийными обязательствами.
6 информация и документы об уплате заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы возмещения фактически понесенного ущерба в связи с изменением условий контракта или расторжением контракта:
- документ, определяющий основание для начисления суммы возмещения фактически понесенного ущерба, его реквизиты;
- платежный документ в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты;
- начисленная и уплаченная сумма возмещения фактически понесенного ущерба в соответствии с платежным документом.
- решение суда о расторжении контракта, его реквизиты
7. информация о признании судом контракта недействительным:
- решение суда о признании контракта недействительным, его реквизиты или информация о таком решении с указанием адреса страницы официального сайта в сети "Интернет", на которой размещено такое решение;
-дата признания контракта недействительным, дата вступления в силу решения суда о признании контракта недействительным.
Естественно, за непредоставление указанных документов и информации продолжает действовать административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
- за их непредставление или несвоевременное представление на ответственного работника контрактной службы, контрактного управляющего может быть наложен административный штраф в фиксированном размере – 20 000 рублей.
В дальнейшем разработчики новых Правил ведения реестра контрактов под лозунгом «цифровизации», видимо, планируют и дальше расширять перечень документов и информации, направляемой заказчиками в Реестр контрактов, так как на это выделяется значительное финансирование из федерального бюджета.
Поэтому поток расширения сведений и документов в Реестре контрактов, по мнению автора, не прервётся ни в 2023 году, ни после. В связи с этим следует заблаговременно предусматривать в организациях-заказчиках и в контрольных органах ввод дополнительных штатных единиц для внесения этих данных в Реестр контрактов и осуществления контроля.
Как говорится, движение (процесс «цифровизации» и освоение бюджетных средств в рамках этого процесса) - всё, а цель (результат «цифровизации» и оценка её реальной эффективности) – ничто.
Естественно, всё вышеизложенное является субъективной точкой зрения (частным мнением) автора.
Автор: Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок