• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 09 февраля 2022
    Госзаказ расходится с реальностью. Строительные госконтракты расторгаются все чаще

    В сфере строительного госзаказа по итогам 2021 года зафиксирована негативная динамика: количество заключенных контрактов вновь сократилось, а расторгнутых — выросло. Такая ситуация вызвана несоответствием цен госзаказа рыночным. Причины возникновения такого дисбаланса — скачки цен, не учитываемые жесткими условиями госконтрактов, и недостатки системы ценообразования в целом. Отчасти решить проблему может запланированный на третий квартал переход к ресурсно-индексному методу определения цен, однако необходимая для этого госинформсистема с данными о ресурсах пока далека от наполнения.

    Количество заключенных госконтрактов в строительстве сокращается с каждым годом, сообщил вчера президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. Если в 2019 году их было заключено около 220 тыс., то в 2020-м — 195 тыс., а в 2021-м — 193 тыс. Впрочем, в денежном выражении объем госзаказа, как следует из данных объединения, вырос до 3,9 млрд руб. против 3,4 млрд руб. двумя годами ранее.

    Главная причина такой динамики — цены строительства для государства не соответствуют условиям рынка. А эта проблема прежде всего связана с самой системой ценообразования, к которой прибавилось удорожание стройматериалов. По подсчетам НОСТРОЙ, в 2021 году металл подорожал вдвое, битум — на 43%, кирпич — на 38%. Подобная динамика сказывается на способности подрядчика выполнить госконтракт — его исполнение по жестко зафиксированным ценам может обернуться убытком. В правительстве ранее отмечали, что даже крупные подрядчики стали отказываться от долгосрочных госконтрактов, в связи с чем был введен механизм увеличения цен контрактов, заключенных до конца 2021 года на сумму не менее 1 млн руб. Сейчас подтвержденный госэкспертизой объем такого удорожания оценивается в 100 млрд руб., однако реальные выплаты пока незначительны в силу длительности процедуры.

    Для разрешения ситуации требуются системные меры — в частности, по пересмотру подхода к ценообразованию. Эта работа ведется с 2015 года. Изначально реформа предполагала переход от базисно-индексного метода к ресурсному, построенному на мониторинге рыночных цен на материалы и работы. Запуск реформы неоднократно переносился, в итоге было решено делать это постепенно, начав со смешанного, ресурсно-индексного метода. Переход к нему должен состояться к третьему кварталу этого года. Впрочем, как показывает динамика наполнения данными информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), эта работа еще далека от завершения.

    Антон Глушков надеется, что за полгода систему все же удастся наполнить. Для этого уже предложен механизм «кнута и пряника», заключающийся во введении административной ответственности за непредставление информации и использование в рамках госконтрактов только тех материалов, данные о которых содержатся в базе. Однако по всей стране, признал он, в этом году ФГИС ЦС запущена не будет, «но точно будут субъекты, которые смогут начать работать; другие на их примере будут подтягиваться».

    Впрочем, как отметил президент ГК «Основа» Александр Ручьев, производители остаются незаинтересованными в предоставлении информации в систему — это не дает им никаких преференций, не влияет на сбыт продукции и лишь влечет дополнительные затраты. «Для нормализации ситуации необходимо дорабатывать систему, учитывать как минимум изменение инфляции, сезонное колебание цен, а также затраты производителей на дистрибуцию своей продукции»,— считает он. В Минстрое вчера не смогли прокомментировать этот вопрос.

    Читать первоисточник: Коммерсант (09.02.2022)