1. В условиях наступившей экономической турбулентности Константин Раев и Олег Гурин решили позаботиться об участниках закупок, подготовив памятку «Что делать поставщику, который столкнулся с невозможностью исполнения своих обязательств по контракту». Авторы разграничивают ситуации, когда исполнение контракта действительно сделалось невозможным (например, из-за международных санкций), от ситуаций, когда оно просто стало невыгодным (например, вследствие роста цен). Набор возможных решений в каждом случае будет разным в зависимости от того, идет ли речь об уже заключенном контракте или о контракте, который еще только заключается.
2. Экстренные антикризисные меры получили воплощение в Федеральном законе от 08.03.2022 № 46-ФЗ и ряде постановлений Правительства РФ, направленных на упрощение закупочной деятельности медицинских организаций. Григорий Александров разбирает новые нормы в статье «Медицинские закупки. Новая реальность».
3. В последнее время появляется много информации о всевозможных сговорах между участниками закупок, раскрываемых антимонопольными органами. Однако в статье «Картельный сговор в закупке: доказательства и фикции» Ольга Беляева показывает, что зачастую имеет место подмена понятий: доказательства сговора смешиваются с опровержимыми предположениями его существования. Автор полагает, что презумпции и фикции не могут быть положены в основу вменения картельного сговора: если не доказаны ни факт наличия соглашения, ни его антиконкурентная направленность, то нет и легитимирующих признаков «картельности» как таковой.
4. Особенностью Закона № 223-ФЗ является преимущественно диспозитивный характер установленных им норм, отсутствие единых правил организации закупок. Заказчики самостоятельно определяют способы закупок, порядок их проведения, требования к участникам, составу заявок, процедуре заключения и исполнения договора и т. д. В результате одна и та же процедура может быть прописана у разных заказчиков по-разному, что нередко создает почву для злоупотреблений, препятствует участию предпринимателей в торгах и значительно усложняет контроль за такими закупками. Одним из возможных решений этой проблемы является разработка и утверждение на федеральном либо региональном уровне типового положения о закупках. В статье «Внедрение типового положения: мейнстрим или реальный способ повышения эффективности корпоративных закупок?» Денис Тишин рассказывает об опыте внедрения типового положения о закупках в Алтайском крае.
5. В рубрике «Ответы на вопросы» Елена Чернюк рассматривает различные проблемы, с которыми сталкиваются клиенты электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, и находит решения, анализируя правоприменительную практику.
6. Ольга Никитина подготовила «Ответы на вопросы о применении обновленных норм Закона № 44-ФЗ». Данный материал представляет собой подборку ответов на вопросы, которые чаще других возникали у клиентов электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ в феврале-марте 2022 г.
7. Хороший специалист по закупкам отличается умением находить неожиданный выход из самых затруднительных положений. Например, если в здании обрушилась межэтажная лестница, то наилучший выход — это не ремонт лестницы, а аренда другого здания. Именно об этом рассказ «Лестница» из книги Елены Пластининой «Закупочные премудрости».