• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 11 мая 2022
    Рубрика "Вопрос дня"
    ВОПРОС 
    Для оценки заявок на участие в электронном конкурсе (предмет — работы по развитию государственной информационной системы) заказчик планирует использовать критерий оценки «квалификация», показатель оценки «наличие у участников закупки опыта работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», детализирующий показатель «общее количество исполненных участником закупки договоров». Вправе ли заказчик установить, что к оценке принимаются только контракты (договоры) с ценой не менее 30 % НМЦК, причем таких контрактов (договоров) должно быть не менее трех?
    ОТВЕТ
    Как следует из п. 18 Положения об оценке заявок (утв. ПП РФ от 31.12.2021 № 2604; далее — Положение, ПП РФ № 2604), если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в порядке оценки заявок указываются единица ее измерения и предельное минимальное / предельное максимальное значение такой характеристики (В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
    В I полугодии 2022 года еще рано говорить о какой-то устоявшейся правоприменительной практике просто в силу немногочисленности решений контрольных органов, в которых затрагиваются вопросы применения нового порядка оценки заявок на участие в конкурсе. Имеющиеся в наличии решения позволяют говорить от двух взаимоисключающих тенденциях.
    Тенденция 1. Контрольные органы не видят проблемы в установлении заказчиками минимального предельного значения цены договора, принимаемого к оценке.
    В качестве примера можно привести решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 09.02.2022 по делу № 089/06/33-79/2022 (изв. № 0190300003722000002).
    Довод жалобы: указав, что к оценке принимаются исключительно контракты (договоры) с ценой не менее 20 % НМЦК, заказчик установил порядок оценки, ограничивающий конкуренцию и нарушающий требования ПП РФ № 2604, поскольку последнее содержит только требование к сопоставимому характеру исполненного контракта, но не к сопоставимому объему.
    Возражения заказчика: установленные критерии оценки выбраны исходя из имеющегося у заказчика права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика, с учетом конкретных особенностей рынка, объекта закупки и условий муниципального контракта.
    Правовая оценка УФАС: установление заказчиком минимального предела цены контракта (договора) при оценке заявок по критерию «опыт выполнения работ, связанного с предметом контракта» не противоречит Закону № 44-ФЗ и не может ограничивать конкуренцию. За непредоставление указанных контрактов (договоров) участник получает ноль баллов по критерию, однако его заявка не отклоняется и рассматривается, и может быть признана соответствующей требованиям извещения о закупке.
    См. также решение Кабардино-Балкарского УФАС России от 11.02.2022 по делу № 007/06/42-77/2022 (изв. № 0104200002121000066): контрольный орган не увидел нарушений в условии об оценке заказчиком только контрактов (договоров) с ценой более 50 % НМЦК.
    Тенденция 2. ФАС России настаивает на том, что заказчик должен обосновать необходимость установления предельных значений.
    В качестве примера приведем два решения ФАС России.
    Обстоятельства дела: по детализирующему показателю критерия установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки в размере 1 251 851 360 руб.
    Правовая оценка ФАС России: представители заказчика не представили доказательств необходимости установления предельного значения. Учитывая, что НМЦК составляет 2 503 702 720 руб., действия заказчика, установившего предельное максимальное значение характеристики объекта закупки в размере 50 % от НМЦК в отсутствие надлежащего обоснования, не соответствуют Положению и нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
    Решение ФАС России от 22.02.2022 по делу № 28/06/105-380/2022:
    Обстоятельства дела: по детализирующему показателю № 1 установлено предельное максимальное значение в размере 5 млрд руб., а по детализирующему показателю № 2 установлено предельное максимальное значение — 50 контрактов (договоров).
    Правовая оценка ФАС России: представители заказчика не представили доказательств необходимости установления предельных значений по детализирующим показателям № 1, 2. Действия заказчика, установившего предельные максимальные значения по детализирующим показателям № 1, 2 в отсутствие надлежащего обоснования, не соответствуют Положению и нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
    Таким образом, требования к минимальным предельным значениям устанавливать можно, но нужно быть готовыми обосновать необходимость их установления.
    На вопрос отвечали эксперт
    учебного центра ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Елена Чернюк 
    и главный редактор журнала ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Олег Гурин.