• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 20 июня 2022
    Рубрика "Вопрос дня"
    ВОПРОС 
    Предмет закупки — благоустройство дворовой территории, под которым подразумевается установка спортивных и детских площадок. Элементы таких площадок (тренажеры, горки, качели и т. д.) после подписания актов КС-2 будут приняты заказчиком к бухгалтерскому учету как основные средства. Достаточно ли в извещении о закупке указать только код ОКПД2 работ по благоустройству (ОКПД2 42.99.29.100) или же надо выделять коды ОКПД2 каждого из элементов благоустройства? Нужно ли требовать от участников закупки предоставления конкретных показателей товаров, поставляемых при выполнении работ?
    ОТВЕТ
    Как следует из ч. 2 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, в случае закупки товара, в т. ч. поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, участник закупки должен включить в заявку информацию о товаре, предусмотренную подп. «а» и «б» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ:
    а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, и товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
    б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором стран мира.
    Информация о характеристиках предлагаемых товаров и их товарных знаках не включается в заявку, если в описании объекта закупки имеется проектная документация, или типовая проектная документация, или смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства. Однако это не наш случай, т. к. в вопросе говорится о закупке работ по благоустройству, а не по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства.
    Критерии отнесения товаров к ПОСТАВЛЯЕМЫМ при выполнении работ, оказании услуг определены в письме ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20:
    «Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
    1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
    2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
    Так, например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров… При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, т. к. кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг».
    В рассматриваемом случае выполняется одно из условий, указанных в письме ФАС России, а именно товар (тренажеры, горки, качели и т. д.) будет принят к бухгалтерскому учету. В связи с изложенным считаем необходимым требовать от участников закупки указания в заявках конкретных показателей и страны происхождения таких товаров.
    Данный вывод подтверждается и правоприменительной практикой. Приведем в качестве примера решение Ивановского УФАС России от 05.08.2020 № 037/06/66-438/20820 (07-15/2020-274) (изв. № 0133200001720001844).
    В данном случае предметом электронного аукциона являлось благоустройство территорий путем установки площадок для физкультурно-оздоровительных занятий. В техническом задании заказчик определил требования к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ, а именно к оборудованию для физкультурно-оздоровительных занятий, например, брусьям двойные разновысотным и т. д. Данный товар является поставляемым и будет принят заказчиком к бухгалтерскому учету.
    Правовая оценка УФАС: заказчик правомерно установил требование о представлении участниками закупки в составе заявок конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в описании объекта закупки.
    Что касается вопроса об указании отдельных кодов ОКПД2 для поставляемых товаров, то в практике встречается решения, когда отсутствие такого выделения признается неправомерным.
    Приведем пример правовой оценки из решения Ленинградского УФАС России от 31.03.2022 № 047/06/42-698/2022:
    «Объектом закупки выступают работы по благоустройству и товары, поставляемые при выполнении вышеуказанных работ. Заказчик указал в извещении о закупке код ОКПД2 43.99.90.190 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки», не предусмотрев при этом отдельные коды для поставляемых товаров (т. е. товары, необходимые к поставке, не указаны в извещении о закупке отдельными наименованиями).
    Таким образом, заказчику следовало для каждого из поставляемых товаров установить соответствующий код ОКПД2. Включив в извещение о закупке исключительно наименование выполняемых работ (оказываемых услуг), без указания наименований поставляемых товаров, заказчик нарушил п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ».
    Не забывайте и о том, что при наличии подходящих позиций КТРУ нужно использовать такие позиции для подготовки описания объекта закупки.
    В качестве примера можно привести решение Краснодарского УФАС России от 15.02.2022 по делу № 023/06/99-527/2022.
    В извещении о закупке заказчик установил код ОКПД2 43.99.90.190 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки». Вместе с тем из технического задания следует, что заказчиком приобретается детское спортивное оборудование, для которого имеются действующие позиции КТРУ:
    • 32.30.14.121-00000004 «Комплекс тренажерный многофункциональный», применение позиции обязательно с 22 сентября 2021 г.;
    • 32.30.14.121-00000010 «Тренажер уличный Верхняя тяга», применение позиции обязательно с 11 января 2021 г.;
    • 32.30.14.121-00000018 «Тренажер Разгибание ног», применение позиции обязательно с 22 сентября 2021 г.;
    • 32.30.14.121-00000020 «Тренажер силовой уличный Жим к груди», применение позиции обязательно с 11 сентября 2021 г.
    Вывод УФАС: в нарушение ст. 14 Закона № 44-ФЗ и Правил использования КТРУ заказчиком не установлены ограничения допуска иностранных товаров к участию в закупке и не применены характеристики, содержащиеся в перечисленных позициях КТРУ. Допущенное нарушение содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
    На вопрос отвечала эксперт
    учебного центра ПРОГОСЗАКАЗ.РФ 
    Ольга Никитина