• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 24 августа 2022
    Около 20% видов квотируемой в рамках госзакупок продукции не имеет российских аналогов

    Около 20% видов товаров (по ОКПД-2), включенных в перечень продукции, на госзакупку которой установлены квоты, не имеют российских (или из стран ЕАЭС) аналогов, следует из выступления заместителя директора департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Надежды Лещенко в ходе конференции "Неделя госзаказа в Карелии".

    "Основная проблема невыполнения квот по закупке российской продукции - нехватка производителей, - сказала Лещенко. - Чтобы работали правила "второй" или "третий лишний" (предусматривают установление ограничений на участие в закупках поставщиков импортной продукции - ИФ), необходимо, чтобы было два и более производителей из России или стран ЕАЭС. У нас мало видов продукции, где представлено достаточно много производителей".

    Из данных Минпромторга следует, что только по 47% видам квотируемой продукции имеется два и более производителей из России и стран ЕАЭС, по 35% видам продукции имеется только один производитель, а по 18% видам продукции - ни одного.

    Как сообщалось, летом 2020 года были приняты поправки к законам "О контрактной системе" (44-ФЗ) и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), предусматривающие введение механизма квотирования закупок госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции. Позднее они были дополнены правительственными постановлениями об утверждении квот на закупку госзаказчиками и госкомпаниями товаров российского производства или произведенного в странах ЕАЭС. Они вступили в силу с января 2021 года.

    Этими документами утверждены перечни товаров, подпадающих под квотирование, и размер квот на 2021-2023 годы. В перечни вошли различные виды медтехники и медицинского оборудования, промышленной продукции, продукции легкой промышленности, радиоэлектроники, и т.д. При учете госзакупок и закупок госкомпаниями товаров производства РФ и ЕАЭС учитываются только те товары, которые включены в российский и евразийский реестры промышленной продукции, реестр российской радиоэлектронной продукции.

    Ранее Федеральное казначейство сообщало, что госзаказчики и госкомпании выполнили в 2021 году квоты по закупкам продукции российского производства (производства стран ЕАЭС) немногим более чем на 50%. Так, по данным Казначейства, в прошлом году госзаказчики выполнили квоты по закупке российской продукции по 51 позиции из 99, включенных в перечень квотируемой продукции. То есть, по этому показателю квоты были выполнены на 51,5%

    Госкомпании выполнили квоты по 139 позициям из 251 - на 55,4%.

    По словам Лещенко, госзаказчики в прошлом году выполнили квоты на 57%. При этом общий объем закупок квотируемых товаров составил 153,5 млрд рублей. Из них 121,3 млрд рублей пришлось на товары, по которым требования по квотам были выполнены или перевыполнены. Еще 32,2 млрд рублей - объем закупок товаров, по которым квоты выполнены не были.

    Лещенко рассказала также, что, по оценке Минпромторга, одной из основных проблем с выполнением требований нацрежима при госзакупках и закупках госкомпаний (речь идет не только о выполнении норм по квотированию закупок российской продукции, но и о запрете на закупку импортной продукции, об ограничении на участие поставщиков иностранной продукции, предоставлении преференций поставщикам российской продукции - ИФ) является отсутствие прослеживаемости фактически осуществляемых закупок.

    "В настоящее время ни в рамках 44-ФЗ, ни в рамках 223-ФЗ мы не можем проверить и удостовериться, что закупалась именно российская (или из стран ЕАЭС) продукция, - сказала она. - Наша основная задача сейчас - обеспечить прослеживаемость, чтобы соответствующая информация включалась в контракты, в договоры, чтобы у нас была реальная картина происходящего на рынке".

    При этом Лещенко подчеркнула, что в сегменте закупок госкомпаний сейчас ситуация с соблюдением требований нацрежима значительно хуже, чем в сегменте гозакупок.

    "По 223-ФЗ все намного печальнее, чем по 44-ФЗ, поскольку закон более самостоятельный и заказчиков особо не проконтролируешь со стороны государства (в части выполнения требований нацрежима - ИФ), - считает Лещенко. - И статистика по 223-ФЗ, по нашей оценке, не соответствующая действительности - по квотам заказчики нарисовали (объем закупок квотируемых товаров в 2021 году - ИФ) на 2,3 трлн рублей с учетом того, что общий объем договоров за прошлый год составил около 23 трлн рублей" (то есть - около 10% от общего объема закупок, тогда как в госзакупках этот показатель составляет 2-3% - ИФ).

    По словам Лещенко, в настоящее время Минфин, Казначейство и ФАС сейчас активно перепроверяют соответствующую информацию по госкомпаниям.

    Минпромторг рассчитывает, что решению проблем с выполнением требований по нацрежиму при госзакупках и закупках госкомпаний будет способствовать цифровизация соответствующих процессов, введение балльной оценки уровня локализации производства для всех отраслей и пр.

    Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (22.08.2022)