ВОПРОС
Вправе ли участник закупки претендовать на получение баллов по показателю «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», если необходимые специалисты находятся вне штата организации, с ними не заключен трудовой договор, а их трудовые книжки у данного участника закупки отсутствуют?
ОТВЕТ
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ одним из критериев оценки заявок участников конкурса может являться квалификация участников закупки, в т. ч. наличие у них, среди прочего, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Такой показатель оценки заявок по квалификационному критерию, как «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», предусмотрен подп. «д» п. 24 Положения об оценке конкурсных заявок, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 (далее — Положение № 2604). При использовании данного показателя в порядке оценки заявок устанавливаются:
а) подлежащие оценке перечень специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень документов, подтверждающих наличие вышеуказанных специалистов и иных работников, а также их квалификацию:
• трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 ТК РФ;
• документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Таким образом, Положение № 2604 не допускает оценку квалификации исключительно таких специалистов, которые находятся в штате участника закупки. Участник закупки может представлять к оценке по рассматриваемому показателю и сведения о специалистах, выполняющих работы (оказывающих услуги) на основании договоров гражданско-правового характера, если такие специалисты обладают требуемым уровнем квалификации.
Требование об оценке только специалистов, находящихся исключительно в штате участника закупки, расценивается контрольными органами как неправомерное.
Например, при проведении закупки № 0168500000622001815 заказчик определил, что предметом оценки по показателю «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» является перечень специалистов, которых участник закупки предполагает привлечь к выполнению работ в рамках исполнения контракта и которые являются штатными сотрудниками организации участника закупки на дату подачи заявки.
Комиссия Ульяновского УФАС России в решении от 14.06.2022 по делу № 073/06/106-338/2022 пришла к выводу, что требование о принятии к оценке специалистов, находящихся исключительно в штате участника закупки, является ненадлежащим, поскольку исключает возможность представить информацию о специалистах, оказывающих образовательные услуги на основании договоров гражданско-правового характера, которые также могут выполнять работы и обладать определенным уровнем квалификации. Положение № 2604 предусматривает возможность оценки наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации без ограничения в части нахождения указанных специалистов исключительно в штате участника.
В решении Краснодарского УФАС России от 14.06.2022 по делу № 023/06/42-2210/2022 (изв. № 0318300457622000092) также отмечается, что предоставление штатного расписания в совокупности с трудовыми договорами и трудовыми книжками возможно только на работников, для которых работа в организации является основным местом работы. Если в организации есть совместители, участник закупки лишен возможности предоставить о них информацию (т. к. в трудовую книжку внештатного работника запись не делается). Исключив возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера, заказчик незаконно ограничил участников закупки в праве получения максимального балла по результатам рассмотрения заявки на участие в конкурсе.
В таких действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ (см., например, решение Московского УФАС России от 25.04.2022 по делу № 28/06/105-1136/2022, изв. № 0273100000122000016).