• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 26 сентября 2022
    Рубрика "Вопрос дня"

    ВОПРОС

    Вправе ли участник закупки претендовать на получение баллов по показателю «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», если необходимые специалисты находятся вне штата организации, с ними не заключен трудовой договор, а их трудовые книжки у данного участника закупки отсутствуют?

    ОТВЕТ

    Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ одним из критериев оценки заявок участников конкурса может являться квалификация участников закупки, в т. ч. наличие у них, среди прочего, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

    Такой показатель оценки заявок по квалификационному критерию, как «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», предусмотрен подп. «д» п. 24 Положения об оценке конкурсных заявок, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 (далее — Положение № 2604). При использовании данного показателя в порядке оценки заявок устанавливаются:

    а) подлежащие оценке перечень специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

    б) перечень документов, подтверждающих наличие вышеуказанных специалистов и иных работников, а также их квалификацию:

    •    трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 ТК РФ;

    •    документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.

    Таким образом, Положение № 2604 не допускает оценку квалификации исключительно таких специалистов, которые находятся в штате участника закупки. Участник закупки может представлять к оценке по рассматриваемому показателю и сведения о специалистах, выполняющих работы (оказывающих услуги) на основании договоров гражданско-правового характера, если такие специалисты обладают требуемым уровнем квалификации.

    Требование об оценке только специалистов, находящихся исключительно в штате участника закупки, расценивается контрольными органами как неправомерное.

    Например, при проведении закупки № 0168500000622001815 заказчик определил, что предметом оценки по показателю «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» является перечень специалистов, которых участник закупки предполагает привлечь к выполнению работ в рамках исполнения контракта и которые являются штатными сотрудниками организации участника закупки на дату подачи заявки.

    Комиссия Ульяновского УФАС России в решении от 14.06.2022 по делу № 073/06/106-338/2022 пришла к выводу, что требование о принятии к оценке специалистов, находящихся исключительно в штате участника закупки, является ненадлежащим, поскольку исключает возможность представить информацию о специалистах, оказывающих образовательные услуги на основании договоров гражданско-правового характера, которые также могут выполнять работы и обладать определенным уровнем квалификации. Положение № 2604 предусматривает возможность оценки наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации без ограничения в части нахождения указанных специалистов исключительно в штате участника.

    В решении Краснодарского УФАС России от 14.06.2022 по делу № 023/06/42-2210/2022 (изв. № 0318300457622000092) также отмечается, что предоставление штатного расписания в совокупности с трудовыми договорами и трудовыми книжками возможно только на работников, для которых работа в организации является основным местом работы. Если в организации есть совместители, участник закупки лишен возможности предоставить о них информацию (т. к. в трудовую книжку внештатного работника запись не делается). Исключив возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера, заказчик незаконно ограничил участников закупки в праве получения максимального балла по результатам рассмотрения заявки на участие в конкурсе.

    В таких действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ (см., например, решение Московского УФАС России от 25.04.2022 по делу № 28/06/105-1136/2022, изв. № 0273100000122000016).

    На вопрос отвечала эксперт
    учебного центра ПРОГОСЗАКАЗ.РФ 
    Елена Чернюк