• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 20 марта 2023
    Рубрика "Вопрос дня"

    Вопрос

    Провели аукцион на поставку лекарственного препарата «Ампициллин» с НМЦК 1 796 250 руб. После подведения итогов места между участниками распределились следующим образом:

    1) 700 000 руб. (РУ приложено);

    2) 710 000 руб. (РУ приложено; СТ-1 вложен);

    3) 880 200 руб. (РУ приложено; СТ-1 вложен; декларация о документах — сведения о документе стадиях производства (СП) и о соответствии требованиям правил надлежащей производственной практики ЕАЭС — вложена; сведения о СП — указаны номер и дата документа СП-0001446/03/2022 от 02.03.2022 (отдельно не приложен); GMP приложен);

    4) 1 787 268,75 руб. (РУ приложено; СТ-1 вложен, сведения о СП не приложены, заключение GMP не приложено.

    5) 1 796 250 руб. (РУ приложено);

    6) 1 796 250 руб. (РУ приложено; СТ-1 вложен; сведения о СП не приложены, GMP не приложено.

    Мы приняли решение отклонить заявки участников № 1 и № 5 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 (далее — ПП РФ № 1289). При дальнейшем рассмотрении заявок было выявлено, что участник № 3 не приложил СП. Какого участника правомерно признать победителем аукциона? Мы считаем, что это № 2.

    Ответ

    На наш взгляд, победителем следует признать участника № 3: именно им формально соблюдены все условия для этого.

    Пойдем по порядку. Поскольку в заявке участников № 2, № 3 № 4 и № 6 имеются сертификаты СТ-1 и предложены препараты разных производителей, то заявки № 1 и № 5 необходимо отклонить на основании п. 4 и 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, согласно которым эти заявка приравниваются к предложениям о поставке иностранного товара, а также п. 1 ПП РФ № 1289, который устанавливает ограничения на закупку государственными учреждениями лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, происходящих из иностранных государств. Это правило действует только в том случае, если получено не менее двух предложений потенциальных поставщиков, в которых страной происхождения препарата указана Россия или любая страна, входящая в ЕАЭС, или ДНР/ЛНР. При этом производители этих препаратов должны быть разными. В силу п. 2 ПП № 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:

    • сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом в стране ЕАЭС;
    • заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выдаваемое Минпромторгом России;
    • сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом в ДНР или ЛНР.

    Согласно п. 1(1) и 1(2) ПП РФ № 1289 в случае, если после отклонения заявок хотя бы одна заявка содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых осуществляются на территориях стран ЕАЭС и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска.

    В соответствии с п. 1(1) ПП РФ №1289 участник закупки должен продекларировать в заявке сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Минпромторгом России в соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а также сведения о документе, содержащем стадии технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения на территории ЕАЭС.

    В силу п. 1.4 Приказа № 126н в случае отклонения заявок в соответствии с п. 1 ПП № 1289 контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий, а именно, если:

    1) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых осуществляются на территориях ЕАЭС, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;

    2) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения и документации о закупке;

    3) такой участник предложил наименьшую цену контракта и при этом соответствует совокупности двух предыдущих условий;

    4) такой участник закупки предложил цену контракта, которая не превышает более чем на 25% наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки, заявка которого не отклонена в соответствии с п. 1 ПП РФ № 1289, но не соответствует первому из указанного списка условию (эти положения не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям).

    Согласно положениям п. 1(1) и 1(2) ПП РФ № 1289 для их применения необходимо, чтобы на участие в закупке были поданы заявки, которые соответствуют положениям документации и одновременно содержат:

    1) предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых имели место на территории стран ЕАЭС, а также ДНР или ЛНР;

    2) сведения о фармацевтической субстанции лекарственного препарата, указанные в регистрационном досье на такой лекарственный препарат.

    Если есть заявка, соответствующая совокупности условий, предусмотренных п. 1.4 Приказа №126н, то контракт должен быть заключен с участником, подавшим такую заявку по предложенной им цене.

    Для заключения контракта с таким участником в его заявке должны содержаться следующие документы:

    1) сертификат СТ-1 и (или) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ (выдется Минпромторгом России);

    2) декларация сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственного препарата требованиям GMP и сведений о заключении о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ (в т. ч. о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции).

    3) копия РУ.

    В рассматриваемом случае предложение участника № 3 превышает предложение участника № 2 не более чем на 25 %.

    Кроме того, исходя из текста вопроса, в заявке участника № 3 представлены сведения о соответствии производителя требованиям GMP и сведения о документе СП.

    Документ СП 0001446/03/2022 от 02.03.2022 указан в перечне выданных документов СП на сайте Минпромторга России (https://minpromtorg.gov.ru/docs/list/), а согласно данным ГРЛС сведения об отечественной субстанции включены в регистрационное досье.

    Необходимо отметить, что требования п. 1 (2) ПП РФ № 1289 не обязывают участника представлять в заявке копии документов, ему достаточно указать лишь сведения о них.

    Если победителем будет признан участник № 2, то велика вероятность подачи жалобы со стороны участника № 3. Если на рассмотрении жалобы он представит копию документа СП, из которого будет установлен факт производства всех стадий лекарственного средства на территории ЕАЭС, то действия комиссии заказчика, признавшего победителем участника № 2, будут признаны неправомерными.

    В административной практике антимонопольной службы много примеров, когда в аналогичной ситуации (при отсутствии в заявки копии документа СП, но наличии его номера) участник был признан победителем и комиссия УФАС нарушений в этом не усмотрела.

    Пример

    Проводился электронный аукцион на поставку лекарственных препаратов «Имипенем+Циластатин». По мнению заявителя жалобы, заказчик нарушил положения п. 1.4 Приказа № 126н, поскольку победитель поставил прочерк в графе «Стадии производства до получения молекулы» документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории ЕАЭС. В связи с этим победителем закупки был признан участник, предложение о цене контракта которого не является наименьшим.

    Правовая оценка УФАС: несмотря на то, что победитель не представил, а только продекларировал в своей заявке документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории ЕАЭС, информация о нем содержится на сайте Минпромторга России. Следовательно, заявка победителя соответствует совокупности условий, указанных в п. 1.4 Приказа № 126н, а жалоба является необоснованной.

    Разумеется, если бы в вашем случае сведения о документе СП вообще отсутствовали на сайте Минпромторга России, то заявку участника № 3 следовало бы рассматривать на общих основаниях, а победителем стал бы участник № 2.

    Пример

    Проводился электронный аукцион на поставку лекарственного средства «Цефоперазон+ Сульбактам». Один из участников закупки пожаловался на неправомерное, по его мнению, определение победителя: учитывая то, что заявку участника № 1 отклонили за несоответствие по ст. 14 Закона № 44-ФЗ (применение национального режима), победителем должен был стать заявитель, однако заказчик счел, что у него нет сведений о СП, хотя тот их представил.

    Правовая оценка УФАС: приложенный заявителем жалобы документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории ЕАЭС, правомерно не был учтен аукционной комиссией заказчика, т. к. он отсутствует на официальном сайте Минпромторга России.

    На вопрос отвечала эксперт электронной
    информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
    Ольга Никитина